Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98041842-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине"
Досье на проект федерального закона
Представленным законопроектом предлагается дополнить перечень юридически значимых действий, за совершение которых взимается государственная пошлина и, соответственно, установить ставки госпошлины.
Необходимость внесения предлагаемых изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" обусловлена следующим.
1. С признанием утратившим силу Указа Президента РФ от 22.12.93. N 2270 "О некоторых изменений в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней" (Указ Президента РФ от 15.11.97. N 1233) органы государственной власти субъектов РФ утратили право самостоятельно определять размеры сбора за регистрацию вновь создаваемых предприятий. В связи с этим размер сбора за регистрацию предприятий независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм на сегодняшний день должен определяться в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.03.91. N 764-1 "О государственной пошлине за регистрацию предприятий в РФ" - до 2000 рублей (2 рубля с учетом деноминации). В связи с тем, что данное постановление было принято в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", то с учетом новой редакции ГК РФ данное постановление может быть применено только в отношении коммерческих организаций.
Размер сбора за регистрацию некоммерческих организаций установлен на сегодняшний день только в отношении общественных объединений - Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.12.91. N 2057-1 "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе", - который составляет (в зависимости от вида объединения) от 300 до 5000 рублей (от 30 копеек до 5 рублей с учетом деноминации). Размер сбора за регистрацию других видов некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, фонды, религиозные организации, учреждения) действующим законодательством не установлен вообще.
Вместе с тем предельный размер сбора за регистрацию физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определен Законом РСФСР от 07.12.91. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации" - в размере минимальной месячной оплаты труда.
Таким образом, установилось явно непропорциональное соотношение размера сборов за регистрацию указанных субъектов гражданских правоотношений.
В связи с вышеизложенным, предлагается установить ставки государственной пошлины за регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций.
2. С введением в действие Гражданского Кодекса РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п.3 ст.52 ГК РФ); договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. В связи с этим представленным проектом предлагается установить и ставки сбора за регистрацию данных документов.
3. Предложение об установлении размеров сборов за регистрацию организаций и определенных документов путем внесения изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" обусловлено следующим:
а) регистрация организаций, документов есть совершение юридически значимых действий. Так, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст.51 ГК РФ); изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п.3 ст.52 ГК РФ) и т.д. В силу этого сбор за совершение таких действий есть ни что иное как государственная пошлина, т.к. в соответствии со ст.1 Закона РФ "О государственной пошлине" признаками государственной пошлины является: обязательность платежа, взимаемого за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами;
б) предполагаемое принятие федерального закона о государственной регистрации юридических лиц не должно повлечь за собой изменения к данному способу (подходу) определения размера сборов за регистрацию (Законом РФ "О государственной пошлине"). Полагаем, что ставки регистрационных сборов, а точнее государственной пошлины должны определяться специальным законом - Законом РФ "О государственной пошлине", в силу отнесения государственной пошлины к одному из видов федеральных налогов.
в) рассмотрение и принятие Налогового кодекса РФ, в который, по предложению Правительства РФ, должна войти и государственная пошлина как один из видов налогов, затягивается и трудно предположить, что он будет принят в ближайшее время.
4. И последний, немаловажный аргумент за принятие данного проекта. Согласно действующего законодательства сборы за регистрацию как коммерческих, так и некоммерческих организаций поступают в местные бюджеты по месту регистрации. Этот подход к распределению платежей в проекте предлагается сохранить (см. предложенную редакцию п.3 ст.6 Закона РФ). В настоящее время, в связи с признанием утратившим силу Указа Президента РФ от 22.12.93. N 2270 размеры этих поступлений значительно уменьшены, что отрицательно сказывается на доходной части местных бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование принятия Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в закон РФ "О государственной
пошлине"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" не потребует дополнительных затрат из бюджетов всех уровней.
Принятие настоящего закона позволит привлечь дополнительные доходы в местные бюджеты.
Справка о состоянии законодательства в сфере правового регулирования
размера сборов за регистрацию юридических лиц
2. Статья 34 и 35 Закона РСФСР от 25.12.90. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"
3. Закон РФ от 19.05.95. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
4. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.03.91. N 764-1 "О государственной пошлине за регистрацию предприятий в РСФСР"
5. Пункты 4 и 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 18.12.91. N 2057-1 "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе"
6. Указ Президента РФ от 08.07.94. "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ"
Перечень нормативных правовых актов, отмены которых потребует
принятие данного закона
1. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.03.91. N 764-1 "О государственной пошлине за регистрацию предприятий в РСФСР".
2. Пункты 4 и 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 18.12.91. N 2057-1 "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.