Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И,
судей Соляникова Р.В, Кудряшовой Е.П.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 10.07.2019 N 2а-401/2019 по административному исковому заявлению Ильина С. А. к администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильин С.А, (... ) года рождения, обратился с административным иском по тем основаниям, что с (... ) по (... ) воспитывался в детских домах и школах-интернатах (... ), затем находился на государственном обеспечении в Новинском психоневрологическом интернате (... ). С (... ) по (... ) проживал в Медвежьегорском психоневрологическом интернате. После выбытия из интерната своего жилья не имел. (... ) в ответ на обращение адвоката Вечерской С.Н, поданное в интересах Ильина С.А. (вход. (... )-И от (... )), администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" (далее - администрация) сообщила об отсутствии оснований для включения Ильина С.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее Список детей-сирот), ввиду достижения Ильиным С.А. возраста 23 лет. Административный истец полагал данный отказ незаконным, поскольку право на обращение с заявлением об обеспечении жилым помещением ему не разъяснялось, сам он в силу состояния здоровья своих прав не знал.
Решением суда административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Полагает, что, несмотря на достижение им возраста 23 лет, он имеет право на получение жилья в связи со сложившейся трудной жизненной ситуацией, также отмечает, что судом не была дана оценка мерам по соблюдению его прав, которые предпринимали органы опеки и попечительства в плане соблюдения его прав.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения административного истца, изучив материалы дела, а также гражданских дел (... ), (... ), доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Ильин С.А, (... ) года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С (... ) г. Ильин С.А. воспитывался в детских домах; в период с (... ) г. находился на государственном обеспечении в Новинском психоневрологическом интернате (... ), затем (... ). проживал в Медвежьегорском психоневрологическом интернате.
Ильину С.А. (... ) установлена инвалидность (... ), причина инвалидности - (... ); недееспособным не признавался.
(... ) адвокат Вечерская С.Н. в интересах Ильина С.А. обратилась в администрацию с заявлением о включении Ильина С.А. в Список детей-сирот.
Письмом от (... ) (... )-И административный ответчик сообщил об отсутствии оснований для включения Ильина С.А. в Список детей-сирот ввиду достижения им возраста 23 лет.
(... ) Ильин С.А. обратился с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует закону, прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного решения суда в силу следующего.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам, и порядок рассмотрения обращений регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
Согласно Федеральному закону N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Поскольку заявление, поданное адвокатом Вечерской С.Н. в интересах Ильина С.А, ни по форме, ни по содержанию не отвечало требованиям Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановления Правительства Республики Карелия от 15.09.2017 N 320-П "Об утверждении форм документов, необходимых для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным", постольку орган местного самоуправления рассмотрел указанное обращение в соответствии с требованиями Федерального закона N 59-ФЗ.
При этом на момент подготовки оспариваемого ответа на обращение в соответствии с действующим региональным законодательством право на включение в Список детей-сирот имели лица в возрасте до 23 лет.
Однако на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции постановление Правительства Республики Карелия от 15.09.2017 N 320-П утратило силу, действуют положения постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N397), в соответствии с которыми установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список включаются, в том числе, лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
При таких обстоятельствах, Ильин С.А. не лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по форме и в порядке, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397.
Таким образом, поскольку ответ администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" на обращение адвоката Вечерской С.Н. в интересах Ильина С.А. не является предусмотренным законодательством решением об отказе во включении в Список детей-сирот, соответственно прав административного истца не нарушает и не препятствует ему обратиться с соответствующим заявлением в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N397, судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от (... ) по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.