Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 98065271-2 "О районировании Севера России"
Досье на проект федерального закона
Изменение политико-географической ситуации в стране заставляет по-новому оценить географическое положение отдельных регионов России и, прежде всего, северных и восточных, с целью выработки оптимальной шкалы оценок природных условий. Следует отметить, что более 66% площади России находится в области распространения вечной мерзлоты, которая охватывает в основном северные и восточные регионы страны, обуславливает существенный дискомфорт для жизнедеятельности людей и значительные трудности для промышленного и сельскохозяйственного освоения территории.
Деление России на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности впервые было произведено в 1931 году постановлением Совета народных комиссаров РСФСР за N 957 "О хозяйственном развитии районов Крайнего Севера". Оно предусматривало введение северных льгот, в качестве необходимого условия индустриального развития Севера и Востока России. Этим же постановлением был утвержден перечень местностей, относящихся к Крайнему Северу, в который были включены:
Ленинградская область - Мурманский округ;
Северный край - Ненецкий национальный округ и районы Мезенский и Лешуконский, в области Коми-Удорский, Троицко-Печерский, Ижмо-Печерский районы, все острова Северного полярного моря;
Уральская область - Уральско-ненецкий национальный округ, Остяко-Вогульский национальный округ;
Западно-Сибирский край - Парабельский, Карагасокский, Колпашевский, Александро-Ваховский районы;
Восточно-Сибирский край - Таймырский Долгано-Ненецкий национальный округ, Эвенкийский национальный округ;
Витимо-Олекминский национальный округ, Туруханский район, Катангский национальный район, Баунтовский и Северо-Байкальский районы Бурят-Монгольской АССР;
Якутская АССР - полностью вся республика.
Дальне-Восточный край - Нижне-Амурский, Улетский, Чукотский, Корякский и Охотский национальные округа, Камчатский и Сахалинский округа, Гольдско-Самагирский, Сихотэ-Алииский национальные районы, Амуро-Тунгусский, Джелтулакский, Судгжаро-Токский, Верхнеселимжинский, Верхнебуринский, Советско-Тумнинский (орочский), Амуро-Тунгусский туземные районы;
Все острова северного полярного, Охотского, Берингова, Камчатского морей.
В последующие годы этот перечень постоянно расширялся. Только за период с 1991 по 1994 гг. в него было внесено дополнительно 74 административно-территориальных образования. В результате к Крайнему Северу и приравненным к нему районам оказалось отнесенной уже около 64 процентов территории России, где проживает 12,4 млн. человек, в т.ч. 30 коренных малочисленных народов Севера с общей численностью около 200 тысяч человек. Полностью или частично отнесены 6 республик, 3 края, 11 областей и 8 автономных округов. Такое положение нельзя считать нормальным. Существующее районирование Севера России предполагает затраты огромных финансовых средств, что входит в противоречие с современной социально-экономической ситуацией в стране, с принципами и подходами реформирования экономики.
В настоящее время существуют два варианта проекта Федерального закона "О районировании Севера":
1) Законодательная инициатива члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ И.П.Фархутдинова "О районировании Севера Российской Федерации по зонам дискомфортности, государственной поддержке лиц, работающих и проживающих в них", в котором не предусмотрено уменьшение числа территорий, относящихся к Северу.
2) Проект Государственного комитета по развитию Севера Российской Федерации "О районировании Севера России", устанавливающий два критерия отнесения административных образований к Северу - географическое расположение и дискомфортность условий жизнедеятельности человека.
В данных проектах при районировании территории Севера России по степени дискомфортности жизни не учтены многие важные факторы, в том числе наличие или отсутствие постоянной транспортной схемы и ограниченность срока завоза грузов и другие. Кроме того, при районировании территории России по степени дискомфортности природных условий жизни, следует учитывать не только северные регионы, но и восточные, где степень дискомфортности жизнедеятельности населения также очень высокая.
Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) решила разработать в порядке законодательной инициативы свой альтернативный вариант к предложенным законопроектам, используя как основу текст проекта, составленного Госкомсевером России.
Главной задачей этого закона является выделение зон дискомфортности по природным условиям проживания людей для обоснования стратегии государственной политики в регулировании социально-экономической поддержки населения северных и восточных регионов страны.
Принципиально важным является выделение собственно территории Севера, который нами приближен к естественным географическим климатическим границам с учетом малонаселенности, экономической и транспортной неосвоенности.
В целях дифференцированного подхода к более эффективной государственной поддержке районов Севера, Востока, с учетом ограниченных возможностей России, необходимо применить более реальные критерии для уменьшения территории. Предлагаемая данным законопроектом южная граница Севера определяется показателем продолжительности физиологически неблагоприятного периода для функционирования биологической среды - период, превышающий 2/3 календарного года с температурой ниже +5°. Этим показателем характеризуется граница резкого снижения физиологических процессов живых организмов; прекращение сельскохозяйственных работ в связи с ограничением вегетационного периода и агротехнических мероприятий, увеличение затрат на производство работ на открытом воздухе, расходов на хранение и транспортировку скоропортящихся грузов и т.д.
При составлении данного варианта проекта закона были проанализированы результаты научно-исследовательских работ, выполненных различными организациями СССР и России по принципам природно-географического, медико-биологического и социально-экономического районирования территории страны. Изучены в частности, работы Института географии РАН (г.Москва), Томского государственного университета, Института региональной экономики АН Республики Саха (Якутия) (г.Якутск), Института мерзлотоведения СО РАН (г.Якутск), Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, Института географии СО РАН (г.Иркутск), Якутского государственного университета им М.К.Аммосова и другие [1-14] После анализа за основу взяты карты и схемы районирования природно-климатических условий жизни населения на территории Севера и Востока России выполненные Институтом географии РАН в 1985 и 1992 годах [5, 10,].
В представленном проекте федерального закона схема районирования Севера и Востока России составлена путем интегрированного учета следующих существующих групп карт:
1. Климатических, составленных на комплексном учете степени дискомфортности климата, продолжительности отопительного сезона, дефицита естественной освещенности и ультрафиолетовой радиации, особенно влияющих на условия жизни и выживаемости детей.
2. Медицинских, составленных на учете характера природного и техногенного воздействия на здоровье населения, особенностей адаптации пришлого населения, младенческой, смертности и продолжительности жизни людей.
3. Физико-географических, учитывающих особенности рельефа, растительности, наличия вечной мерзлоты, мощности сезонного протаивания и промерзания почво-грунтов, степени заболоченности и заторфованности территории.
4. Социально-экономических, составленных на учете степени хозяйственной освоенности территории, транспортной доступности, сезонности доставки грузов, удаленности от основных наземных транспортных систем и др.
Исходя из этого, выделяются 3 зоны по степени дискомфортности: абсолютно дискомфортная, экстремально дискомфортная и дискомфортная, что соответствует двум зонам дискомфортности проекта Госкомсевера: абсолютно дискомфортной и экстремально дискомфортной, в том числе расчетам дискомфортности по методике Кольского научного центра по баллу менее 100 до 200.
Выделяемые зоны подтверждаются расчетами с использованием агрегированного показателя совокупных затрат на перевозку, хранение и кредитные вложения, отнесенных на 1 тонну завозимого груза. В этом показателе оценены природно-климатические, экономико-географические (протяженность транспортных путей, сезонность, перевалки), риск проживания. Согласно расчетам по Pеспублике Саха (Якутия), которые могут быть применены и в других субъектах Российской Федерации к абсолютно дискомфортной зоне относятся улусы с транспортными затратами свыше 3400 руб. на т. груза.
Некоторые из основных учтенных показателей степени дискомфортности природных условий по выделенным зонам приведены в таблице.
Абсолютно дискомфортная зона - это территория с очень суровой зимой, сильными и продолжительными ветрами, коротким и холодным летом, высокой степенью риска природных стихий, с наиболее продолжительным периодом, ультрафиолетовой недостаточности и дефицитом естественной освещенности в зимний период. К данной зоне относятся территории арктических и субарктических равнин, гор и высоких плато, побережья холодных морей. Преобладающая патология в этих районах: метеострессы, сердечно-сосудистые болезни, холодовые полиневрозы, обморожения, снижение иммунных свойств организма, расстройства ритмики физиологических функций. Вся эта зона характеризуется и наиболее низким уровнем хозяйственной освоенности. Отдельными островками с высокой концентрацией населения являются промышленные узлы, сформировавшиеся на базе горнодобывающей промышленности. К первой зоне отнесены острова сезонности доставки грузов, удаленности от основных наземных транспортных систем и др.
К этой зоне отнесены острова Северного Ледовитого океана и его морей, почти вся территория Ненецкого национального округа, Воркутинский и Интинский горсоветы Коми республики, северная половина Ямало-Ненецкого национального округа, полностью Таймырский национальный округ, 14 районов северной и восточной Якутии, северо-западная часть Магаданской области и полностью Чукотский и Корякский автономные округа. Общая численность населения, проживающего в первой зоне по состоянию на 1990 год, составляла 2,13 млн.человек, в том числе 1,63 млн. городского населения.
Экстремально дискомфортная зона - это территории с суровой продолжительной зимой, относительно коротким летом, высокой степенью риска природных стихий, продолжительным периодом ультрафиолетовой недостаточности. К данной зоне относятся районы северо-таежных равнин, высоких плато и гор, побережья европейских и восточных морей с крайне интенсивным природным воздействием на здоровье людей, с критическим напряжением адаптационных систем организма, с тенденцией к декомпенсации. Преобладающие патологии почти аналогичны районам первой зоны. Общая численность населения, проживающего во второй зоне, по состоянию на 1990 год составляла 3,43 млн.человек, в том числе 2,70 млн. городского населения.
Дискомфортная зона - это территории с холодной метельной зимой и коротким летом, с повышенной вероятностью природных стихий. К данной зоне относятся территории южно-сибирских таежных равнин, низких плато и среднегорий с крайне интенсивным природным воздействием на здоровье людей, с очень сильным напряжением адаптационных систем организма человека. Преобладающие патологии: сердечно-сосудистые болезни, обморожения, простудные заболевания и пр. Эта зона охватывает территории с более высоким уровнем хозяйственной, в том числе транспортной, освоенности. Многие ее районы имеют железнодорожную связь и включены в транспортную систему страны. Общая численность населения по последней переписи составила 5,40 млн. человек, в том числе 3,5 млн. городского населения.
С учетом четко определенной южной границы северных дискомфортных территорий под действие данного закона, действующих федеральных законов "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" подпадают 2 края частично, 3 республики (2 частично), 7 автономных округов, 8 областей (5 частично).
Предлагаемый законопроектом перечень территорий охватывает отдельные локальные административно-территориальные образования, которые с большой долей условности могут быть названы дискомфортными как с точки зрения природных условий, так и экономико-географического положения, но характеризуются преимущественно труднодоступным высокогорным расположением и традиционным природопользованием местного населения.
Таким образом, предполагается сокращение количества административных субъектов России примерно на одну четверть, что существенно сокращает существующие государственные расходы по дополнительным выплатам к заработной плате, социальным льготам, завозу грузов, дотациям ряду предприятий и организаций и т.д.
Из приведенных характеристик следует, что условия жизни и ведения хозяйства в первых выделенных зонах чрезвычайно затруднены и требуют сложных дорогостоящих компенсационных мер. В частности, населению этих двух зон должны быть предоставлены наибольшие социально-экономические льготы. При этом возможно лишь небольшое преимущество в льготах населению первой зоны по сравнению со второй. Территории этих двух зон могут быть отнесены к понятию "районы Крайнего Севера и Востока России". В пределах этих зон распространена сплошная вечная мерзлота большой мощности (до 600-700 м) и отмечено самое глубокое в мире отрицательно-температурное охлаждение недр (до 1,5 км).
Условия жизни и ведения хозяйства в третьей выделенной зоне несколько благоприятнее, нежели в первых двух. Однако безусловна дискомфортность проживания населения требует соответствующие компенсационные меры в виде социально-экономических льгот, хотя и в меньшей степени. В целом территории третьей зоны могут быть отнесены к понятию "районы, приравненные к местностям Крайнего Севера России". В пределах этих двух зон распространены прерывистая, островная и реликтовая вечная мерзлота и отмечается глубокое устойчивое зимнее промерзание почве-грунтов.
Предлагаемое более дифференцированное районирование северных и восточных регионов России по сравнению с существующим подразделением, когда выделяются только районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории, представляется, на наш взгляд, весьма перспективным. Подобное районирование позволяет проводить более гибкую государственную политику в предоставлении социально-экономических льгот людям, проживающим в этих регионах, а значит и более экономно расходовать средства. Последнее обстоятельство имеет большое значение в настоящее время. Следовательно, принятие настоящего Федерального закона позволит определить новые социально-экономические принципы развития территорий с дискомфортными природными условиями проживания человека. В частности, выработанная на основе данного закона правовая база должна создать условия для упорядочения налоговой, ценовой, инвестиционной, технологической и культурной политики в отношении населения, проживающего в отдаленных экстремально-климатических районах Севера и Востока России.
Перечень
законов и нормативных актов Российской Федерации, в которые
необходимо вносить изменения в связи с принятием Закона Российской
Федерации "О зонировании (районировании) Севера России"
1. В статьи 14, статью 80, статью 112 Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.XI.90 N. 340-1 (в ред. законов РФ
от 19.04.91 N 1030-1, от 27.12.91 N 2121-1, от 06.02.92 N 2294-1,
от 25.12.92 N 4232-1, от 15.01.93 N 4297-1, от 06.03.93 N 4618-1,
от 30.03.93 N 4695-1, от 08.06.93 N 5136-1, от 03.09.93 N 5702-1,
Указов Президента РФ от 10.12.93 N 2121, от 10.12.93 N 2123,
от 24.12.93 N 2288, ФЗ от 05.05.94 N 2-ФЗ, от 10.06.94 N 4-ФЗ,
от 04.08.94 N 12-ФЗ, от 27.01.95 N 10-ФЗ, от 07.05.95 N 72-ФЗ,
от 22.08.95 N 151-ФЗ, от 09.12.95 N 194-ФЗ, от 17.12.95 N 199-ФЗ,
от 20.12.95 N 206-ФЗ, от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 07.08.96 N 109-ФЗ,
от 14.01.97 N 19-ФЗ, от 21.01.97 N 23-ФЗ, от 17.03.97 N 52-ФЗ,
от 17.03.97 N 53-ФЗ, от 05.05.97 N 77-ФЗ, от 21.07.97 N 113-ФЗ,
от 28.03.98 N 43-ФЗ, ст.14, ст.80 гл.VI, ст.112).
2. В статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 (в ред. ФЗ от 20.04.96 N 36-ФЗ, постановление Конституционного суда РФ от 16.12.97 N 20-П).
3. В статью 3 Закона РФ от 11.10.1993 N 1738-1 "О плате за землю" (в ред. законов РФ от 14.02.92 N 23-53-1, от 16.07.92 N 3317-1, ФЗ от 09.08.94 N 22-ФЗ, от 22.08.95 N 151-ФЗ, от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 28.06.97 N 93-ФЗ, от 18.11.97 N 145-ФЗ, от 31.12.97 N 158-ФЗ).
1. ФЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. закона РФ от 02.06.93 N 5082-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288, ФЗ от 08.01.98 N 4-ФЗ).
4. ФЗ РФ от 24 апреля 1995 г. N 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисляемым по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (xpанение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним (в ред. ФЗ от 26.03.98 N 42-ФЗ).
5. ФЗ РФ от 17.08.96 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненным к ним местностям в 1996 г.
Порядок зонирования территории Севера России и расчета величины
дискомфортности условий жизнедеятельности человека
Зонирование территории Севера России по зонам дискомфортности состоит из двух этапов: первого - географического районирования и второго - определения величины дискомфортности способом интегральной оценки.
Географическое районирование осуществляется путем наложения следующих карт:
физико-географических: рельефа; растительности; промерзаемости грунта; сезонного талого слоя в зоне вечной мерзлоты; заболоченности местности;
природно-климатических: продолжительности отопительного сезона; коэффициента дискомфортности климата, учитывающего повторяемость низких температур воздуха, сильных ветров, междусуточной амплитуды атмосферного давления; коэффициента технической жесткости, являющегося функцией низких температур; амплитуды суточных колебаний температуры; максимальной скорости ветра; относительной влажности воздуха; дефицита естественной освещенности и ультрафиолетовой радиации; показателя теплозащитных свойств одежды;
медицинско-биологических: типов территорий, отражающих уровни комфортности, характер природного воздействия на пришлое население и предпосылок болезней; картосхем, обобщающих статистику детской смертности и продолжительности жизни мужского населения;
экономико-географических: хозяйственной освоенности и транспортной доступности территории.
Каждая перечисленная группа карт делит территорию Севера России на три зоны дискомфортности.
При построении этих карт определяются не показатели в каждой точке, а контуры границ зон дискомфортности. Затем сопоставлением контуров определяются границы зон дискомфортности, полученные по физико-географическим, природно-климатическим, медико-биологическим и экономико-географическим картам.
Значения показателей для первого этапа районирования Севера России по трем зонам дискомфортности приведены в таблице 1.
Для учета региональных и местных факторов (отличительных признаков) - температуры, скорости ветра и влажности воздуха, определяющих суровость климата в холодный период года, вычисляются медицинские индексы жесткости погоды по Бодману, теплосодержания воздуха, влажного ветрового охлаждения и строятся карты этих индексов, как и в предыдущем случае, по трем зонам.
Если при построении карты по двум из трех индексов территория оказывается в более суровой зоне, она относится к этой более суровой зоне.
Второй этап районирования заключается в расчете величины природно-климатических, экономико-географических, социально-экономических и медико-биологических факторов в любом пункте территории, и уточнении установленных географическим способом южной границы Севера России и границ зон дискомфортности.
При интегральной оценке каждый из перечисленных факторов характеризуется показателями, наиболее полно отражающими особенности данной группы и имеющими характер длительного действия, которые оцениваются в баллах (таблица 2).
Для оценки природно-климатических факторов используются два показателя: биоклиматический индекс суровости метеорежима (БИСМ) и продолжительность дня к ночи.
БИСМ учитывает воздействие на организм человека всего комплекса климатических факторов: температуры, скорости ветра, влажности воздуха, уровня солнечной радиации и атмосферного давления и имеет следующую формулу для расчета:
T(P-266)*(1-0,02V)
БИСМ = ------------------ где:
М *К*75
Т - коэффициент температуры (0,003-1,0);
Р - барометрическое давление, гПа;
V - скорость ветра, м/с;
М - коэффициент относительной влажности воздуха (1,0-1,7);
К - коэффициент прямой солнечной радиации, учитывающий ее недостаток или избыток (1,0-1,2).
Учитывая, что на Севере России недостаток ультрафиолетовой радиации особенно ощутим за Полярным кругом, при ее изменении в качестве точки отсчета принимается широта 64°.
В качестве крайних точек отсчета по другим показателям принимаются следующие:
комфортная температура +22°С, экстремальные температуры +60°С и -90°С;
комфортное барометрическое давление - 1016 гПа, экстремальное - 266 гПа;
комфортное значение скорости ветра - 0 м/с, экстремальное - 50 м/с;
комфортная относительная влажность воздуха - 50%, экстремальные значения 0 и 100%.
БИСМ оценивается в баллах.
Показатель продолжительности дня и ночи, учитывающий наличие полярной ночи и полярного дня, отрицательно влияющих на привычный ритм физиологических функций организма, оценивается в градусах северной широты.
Экономико-географические факторы представляются плотностью сельского населения, степенью сельскохозяйственной освоенности (наличием сельхозугодий), транспортной доступностью.
Социально-экономические факторы характеризуются показателями: продолжительностью отопительного сезона, возможностью выращивания витаминозных культур (сумма активных температур за вегетационный период) и теплозащитными свойствами одежды за период ее ношения.
Фактор риска проживания оценивается степенью пригодности территории для оседлого заселения пришлым контингентом, которая обозначает рекомендуемый по медико-биологическим показаниям срок его проживания на данной территории.
Величина дискомфортности рассчитывается путем сведения частных оценочных показателей в один интегральный. Минимальная оценка с учетом значимости факторов 20 и ниже соответствует арктическим районам абсолютно дискомфортной зоны Севера России (Арктике). Оценка с учетом значимости факторов 20-35 баллов соответствует экстремально дискомфортной зоны, оценка в 36-50 баллов - дискомфортной зоне. Таким образом, к Северу России относятся территории, величина дискомфортности которых не превышает с учетом значимости факторов 50 баллов.
Окончательные границы зон дискомфортности уточняются с целью максимально возможного совмещения с границами административно-территориальных образований, а в отдельных случаях - сельских и поселковых администраций.
Определение южной границы арктических районов осуществляется методом географического районирования. При этом с учетом крайне интенсивного воздействия природных условий на организм человека в Арктике используются факторы: физико-географический, биоклиматический и общеклиматический.
Основным критерием при оценке физико-географического фактора являются отсутствие лесной и кустарниковой растительности. Вследствие чего южная граница Арктики совпадает с южной границей тундры.
В качестве информативных показателей биоклиматического фактора принимаются: биоклиматические индексы, эквивалентные ощущения одетого человека: индекс теплосодержания, оценивается зимой в 65 ккал/кг. и ниже и 66 ккал/кг. в переходный сезон; индекс влажного ветрового охлаждения, равный 2900 Вт/м2 зимой и 200 Вт/м2 в переходный сезон; индекс жесткости климата по Бодману, который оценивается в 4,5 балла зимой и 3,2 балла в переходный сезон.
Общеклиматический фактор районирования Арктики характеризуется средней многолетней изотермой июля, которая находится между +8° С и +12° С, изолинией годовой величины радиационного баланса, находящейся между 10 и 15 ккал/см2.
Дополнительно используется среднее положение фронта, разделяющего арктические воздушные массы умеренных широт в летний период.
Наложением карт контуров указанных факторов и показателей строится южная граница Арктики. Максимально возможное совмещение полученной линии с южными границами административно-территориальных образований (районов, а в отдельных случаях сельских и поселковых администраций) дает южную границу Арктики.
Приложение 1
Показатели для районирования территории Севера
Российской Федерации по зонам дискомфортности
Зоны диском- форт- ности |
Показатели дискомфортности | ||||||||
Повто- ряе- мость пого- ды, бла- гопри- ятной для чело- века |
Про- должи- тель- ность безмо- розно- го пе- риода в те- чение года |
Ультрафио- летовая недоста- точность |
Продол- житель- ность отопи- тельно- го пе- риода в течение года |
Сумма актив- ных темпе- ратур за ве- гетаци- онный период с тем- перату- рой вы- ше +10°С |
Мощ- ность сезон- ного талого слоя (глуби- на от- таива- ния на суглин- ках) |
Техни- ческая жест- кость клима- та (число отка- зов техни- ки в год) |
Забо- лочен- ность терри- тории |
||
% | дни | гра- дусы се- вер- ной широ- ты |
коли- чест- во меся- цев в году |
дни | граду- со-дни |
метры | % | ||
Абсо- лютно диском- фортная |
менее 10 |
до 70 | выше 67,5 |
более 5 |
более 300 |
менее 800 |
до 2,5 | свыше 110 |
более 30 |
Экстре- мально диском- фортная |
10-20 | 70-90 | 57,5- 67,5 |
3-5 | 275-300 | 800- 1400 |
2,5-4,0 | 90- 100 |
10-30 |
Умерен- но диском- фортная |
20-35 | 90-105 | 56- 57,5 |
2-3 | 270-275 | 1200- 1600 |
4,0-4,5 | 80-90 | 5-10 |
Зоны диском- форт- ности |
Показатели дискомфортности | ||||||||
Биоклиматические индексы | Хозяй- ствен- ная ос- воен- ность терри- тории (плот- ность сель- ского населе- ния) |
Транс- портная доступ- ность терри- тории |
Сте- пень приго- дности терри- тории для засе- ления приш- лыми (неко- ренны- ми) конти- нген- тами |
Напря- жение адап- тацио- нных систем орга- низма пере- селен- цев |
|||||
суро- вости клима- та по Бодма- ну |
влаж- ности ветро- вого охлаж- дения |
тепло- содер- жания |
теплоизоля- ционные свойства одежды КЛО- дни |
||||||
баллы | мкал/ см2*с |
ккал/кг | зимой | летом | чел/км2 | ||||
Абсо- лютно диском- фортная |
свыше 4,0 |
более 70 |
менее 65 |
более 6,0 |
более 2,0 |
менее 1 | Местные авиали- нии, реки, пионер- ные ав- тодоро- ги и желез- ные до- роги |
Районы непри- годные для осед- лого засе- ления (Срок прожи- вания 1-2 года) |
Крити- ческое с тен- денци- ей к деком- пенса- ции |
Экстре- мально диском- фортная |
3,5- 4,0 |
60-70 | от 65 до 66 |
5,0- 6,0 |
1,5- 2,0 |
менее 1 | Местные авиали- нии, реки, пионер- ные ав- тодоро- ги и желез- ные до- роги |
Районы мало- при- годные для осед- лого засе- ления (Срок прожи- вания до 3-х лет) |
Силь- ное с затру- дните- льной ком- пенса- цией |
Умерен- но диском- фортная |
3,0- 3,5 |
50-60 | от 66 до 67 |
4,0- 5,0 |
1,0- 1,5 |
1-5 | Очаго- вое ос- воение |
Районы мало- при- годные для осед- лого засе- ления (Срок прожи- вания до 3-6 лет) |
Силь- ное с посте- пенной ком- пенса- цией |
Приложение 2
Интегральные показатели для определения уровня дискомфортности
территории Севера Российской Федерации
Факторы дискомфортности |
Показатели дискомфортности |
Единицы измерения |
Величины показателей |
Баллы *(2) |
Природно-клима- тический (коэф- фициент значимо- сти 0,5) |
1. Биоклиматичес- кий индекс суро- вости метеризма (БИСМ)*(1) |
баллы | 4,0-4,99 5,0-5,99 6,0-6,99 7,0-7,99 8,0-10,99 |
20 40 60 80 100 |
2. Продолжитель- ность дня и ночи в зависимости от ши- роты местности |
градусы с.ш. |
более 65 61-65 56-60 50-55 менее 50 |
20 40 60 80 100 |
|
Экономико-геог- рафический (ко- эффициент зна- чимости 0,25) |
1. Плотность сель- ского населения |
чел/км2 | до 0,5 0,51-1,0 1,1-2,5 2,51-5,0 свыше 5,0 |
20 40 60 80 100 |
2. Степень сельс- кохозяйственной освоенности |
га сельхоз- угодий на км2 терри- тории |
до 0,5 0,51-1,0 1,1-2,5 5,1-10,0 свыше 10,0 |
20 40 60 80 100 |
|
3. Транспортная доступность |
Только самолетом местных линий, по реке или мо- рю, по грунтовым дорогам |
20 | ||
То же плюс авто- мобильным транс- портом по дороге с твердым покры- тием |
40 | |||
То же плюс же- лезнодорожным транспортом |
60 | |||
Очаговое транс- портное освое- ние |
80 | |||
Сплошная транс- портная доступ- ность |
100 | |||
Социально-эконо- мический (коэф- фициент значи- мости 0,15) |
1. Продолжитель- ность отопительно- го сезона (число дней со среднесу- точной температу- рой воздуха +8°С) |
сутки | свыше 300 275-300 250-275 225-250 менее 225 |
20 40 60 80 100 |
2. Сумма активных температур за ве- гетационный период (температура воз- духа свыше 10°) |
градусы | до 400 400-1000 1000-1600 1600-2200 2200-2800 |
20 40 60 80 100 |
|
3. Суммарная теп- лоизоляция одежды |
кло-дней | свыше 1500 1200-1500 900-1200 600-900 менее 600 |
20 40 60 80 100 |
|
Риск проживания (коэффициент значимости 0,1) |
Степень пригодно- сти территории для заселения пришлыми контингентами |
Районы, непри- годные для осед- лого заселения пришлыми (неко- ренными) контин- гентами (срок проживания - 1-2 года) |
20 | |
Районы, малопри- годные для засе- ления пришлыми (некоренными) контингентами (срок прожива- ния - до 3-х лет) |
40 | |||
Районы, малопри- годные для осед- лого заселения пришлыми (неко- ренными) контин- гентами (срок проживания - 3-5 лет) |
60 | |||
Районы, пригод- ные для оседлого заселения приш- лыми (некорен- ными) континген- тами |
80 | |||
Районы благопри- ятные |
100 |
Примечание:
1. Расчет биоклиматического индекса суровости производится по формуле:
Т(Р*266)*(1-0,02V)
БИСМ= ------------------, где
М*К*75
Т - коэффициент температуры (0,003-1,0);
Р - барометрическое давление, гПа;
V - скорость ветра, м/с;
М - коэффициент относительной плотности воздуха (1,0-1,7);
К - коэффициент прямой солнечной радиации, учитывающий ее недостаток или избыток (1,0-1,2);
Учитывая, что на Севере России недостаток ультрафиолетовой радиации особенно ощутим за Полярным кругом, при ее применении в качестве точки отсчета принимается широта 64. В качестве крайних точек отсчета по другим показателям принимаются следующие:
- комфортная температура - 22°С, экстремальные температуры +60°С и -30°С;
- комфортное барометрическое давление - 1016 гПа, экстремальное - 266 гПа;
- комфортное значение скорости ветра - 0 м/с, экстремальное - 50 м/с;
- комфортная относительная влажность воздуха - 60%, экстремальные значения 0 и 100%
2. Величина дискомфортности рассчитывается путем введения частных оценочных показателей в один интегральный показатель. С учетом значимости факторов интегральный показатель 20-35 баллов соответствует абсолютно дискомфортной зоне, 36-50 баллов - экстремально дискомфортной зоне, 51-65 баллов - умеренно дискомфортной зоне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.