Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда всоставе:
председательствующего Стальмахович О.Н,
судей Четыриной М.В, Мелентьевой Ж.Г,
с участием прокурора Симак Е.С,
при секретаре Чуйковой Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 18 июля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Темрина А.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 февраля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Темрина Александра Валерьевича о признании приказа УФСИН России по Камчатскому краю от 16 января 2019 г. N о прекращении срочного контракта о службе в уголовно-исполнительной системе и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе незаконным, признании контракта от 22 января 2016г. N между УФСИН России по Камчатскому краю и Темриным Александром Валерьевичем бессрочным, восстановлении на службе в уголовно-исполнительной системе в должности "данные изъяты" с 1 марта 2019 г, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула в размере 145 096 руб. 77 коп, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб, возложении на руководителя УФСИН России по Камчатскому краю обязанности по предоставлению Темрину Александру Валерьевичу всех предусмотренных законодательством Российской Федерации отпусков за полный календарный 2019 г. - отказать.
Заслушав доклад судьи Четыриной М.В, объяснения Темрина А.В. и его адвоката Шевченко Ю.Н, поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителей ответчиков Мельниковой С.Е. и Глазковой Т.А. об отсутствии оснований для отмены решения суда, заключение прокурора Симак Е.С, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Темрин А.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Камчатскому краю, "данные изъяты", в котором с учетом последующего уточнения исковых требований, просил признать незаконным приказ УФСИН России по Камчатскому краю от 16 января 2019 года N о прекращении срочного контракта о службе в уголовно-исполнительной системе и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе, признать контракт от 22 января 2016 года N между УФСИН России по Камчатскому краю и Темриным Александром Валерьевичем бессрочным, восстановить его на службе в уголовно-исполнительной системе в должности "данные изъяты", взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 145 096 рублей 77 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, возложить на руководителя УФСИН России по Камчатскому краю обязанность по предоставлению ему всех предусмотренных законодательством Российской Федерации отпусков за полный календарный 2019 год.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ 2006 года проходил службу "данные изъяты". На основании приказа от 16 января 2019 года N уволен со службы по п.1 ч.1 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ) по истечении срока действия срочного контракта. Считает увольнение незаконным, поскольку ответчиком была нарушена процедура его увольнения, не учтено, что 21 ноября 2018 года им на имя начальника УФСИН России по Камчатскому краю был подан рапорт о продлении срока контракта, который так и не был рассмотрен. Полагает, что действиями ответчика, не заключившего с ним новый срочный контракт, нарушены п. 5 ч. 9 ст. 22, ч. 4 ст. 96 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, а также право на предоставление ему отпуска с последующим увольнением по выслуге лет, дающей право на получение пенсии в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ и право на отпуск, предусмотренное п. 13 ст. 58 указанного закона. Кроме этого, ссылаясь на то, что при заключении контракта от 22 января 2016 года N сроком на 3 года было ухудшено его положение по сравнению с заключенным ранее при поступлении на службу бессрочным контрактом, полагал, что указанный контракт подлежит признанию его заключенным на неопределенный срок.
В судебном заседании Темрин А.В. и его представитель Нетеса А.Г. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представители УФСИН России по Камчатскому краю и "данные изъяты" Станиславский Е.В, Беливская Н.В, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, считали их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Участвующий в деле для дачи заключения прокурор Василенко Е.К. полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Темрин А.В, не соглашаясь с принятым решением, просит суд апелляционной инстанции его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные тем, которые указывались им в суде первой инстанции, настаивая на нарушении работодателем процедуры его увольнения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель УФСИН России по Камчатскому края Беливская Н.В. полагает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Данным требованиям решение суда не соответствует, в связи с чем оно подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, Темрин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ 2006 года по 21 января 2019 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе на различных должностях среднего и старшего начальствующего состава.
Приказом начальника УФСИН России N он 4 сентября 2015 года назначен на должность "данные изъяты"
22 января 2016 года между УФСИН России по Камчатскому краю и Темриным А.В. заключен контракт N о службе в уголовно-исполнительной системе сроком 3 года по занимаемой им должности "данные изъяты".
12 сентября 2018 года Темрину А.В. вручено уведомление об увольнении по п.1 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2017 года N 197-ФЗ (по истечении срока действия контракта), проведена беседа о процедуре увольнения, в ходе которой разъяснены предусмотренные законом права, гарантии и компенсации при увольнении. 18 января 2019 года проведена повторная беседа, истец ознакомлен с приказом от 16 января 2019 года N, которым он уволен со службы 21 января 2019 года. Трудовая книжка выдана Темрину А.В. 30 января 2019 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, не усмотрев нарушений порядка и условий заключения контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы на определенный срок, процедуры увольнения по истечении срока действия такого контракта, пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении материального закона и не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Принимая по делу новое решение судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в силу статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" в период возникновения спорных правоотношений регулировался Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (далее по тексту - Положения), Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 года N 76, (далее по тексту - Инструкция N 76), иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, а также контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии с п. 4.5 Инструкции N 76 прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется путем заключения контрактов.
Пунктом 5.2 Инструкции N 76 установлено, что на граждан, поступивших на службу в уголовно-исполнительную систему по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением.
Согласно ч. 6 ст. 11 Положения контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок.
Срочный контракт в силу ч. 7 ст. 11 Положения может быть продлен либо перезаключен по соглашению сторон не позднее, чем за два месяца до окончания срока, установленного в контракте.
Основания прекращения службы в уголовно-исполнительной системы и увольнения определены ст.ст. 57, 58 Положения.
Из анализа указанных выше норм следует, что регулируемые контрактом, заключенным на неопределённый срок, правоотношения не могут быть прекращены в отсутствие объективных обстоятельств, препятствующих продолжению службы на установленных в нём условиях.
Данная позиция также нашла отражение в Федеральном законе от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее по тексту - ФЗ от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ).
Так, согласно ч. 4 ст. 96 названного Федерального закона сотрудники, проходившие службу на должностях в уголовно-исполнительной системе до 1 августа 2018 года на основании контракта, заключенного на неопределенный срок, проходят с их согласия службу на замещаемых должностях с оформлением контракта на неопределенный срок в соответствии со статьями 21 - 23 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что между УИН Минюста России по Камчатской области и Темриным А.В. 27 мая 2002 года был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста России на период обучения в учебном заведении - Дальневосточном юридическом институте МВД России и в течении последующих 5 лет службы в уголовно-исполнительной системе после его окончания (л.д. 30).
С 31 августа 2006 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе на различных должностях среднего и старшего начальствующего состава.
Согласно приказу УФСИН России по Камчатскому краю от 4 сентября 2015 года N Темрин А.В, находящийся в распоряжении УФСИН России по Камчатскому краю, ранее замещавший должность "данные изъяты", назначен с 2 сентября 2015 года на должность "данные изъяты", с установлением соответствующего оклада и сохранением выплаты ранее установленных надбавок (л.д. 31).
При этом названный приказ не содержит условий о заключении контракта о прохождении службы на определенный срок, что свидетельствует о бессрочном характере возникших правоотношений между сторонами.
Как пояснили стороны в суде апелляционной инстанции, назначение на указанную должность не являлось перемещением по службе или назначением на вышестоящую должность, по которой в силу закона предусмотрено заключение контракта на определенный срок.
В то же время, 22 января 2016 года между УФСИН России по Камчатскому краю и Темриным А.В. заключен контракт N о службе в уголовно-исполнительной системе в той же должности сроком на три года (л.д. 28-29).
Между тем, из анализа выше приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, действовавших на момент их возникновения, не следует возможность заключения контракта на определенный срок в период прохождения службы на бессрочной основе.
Не следует этого и из Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступившего в силу с 1 августа 2018 года.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сложившиеся между работником и работодателем правоотношения на условиях бессрочного контакта сохранили своё действие, в связи с чем оснований для увольнения по п.1 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2017 года N 197-ФЗ по истечении срока действия контракта у работодателя не имелось.
В соответствии с п. 1 ст. 76 ФЗ от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ сотрудник, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в уголовно-исполнительной системе либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
Поскольку приказом 16 января 2019 года N Темрин А.В. уволен со службы с 21 января 2019 года с должности "данные изъяты", то он подлежит восстановлению на службе с указанной даты в прежней должности.
Решая вопрос о взыскании в пользу истца денежных средств за время вынужденного прогула, судебная коллегия исходит из положения пункта 6 ст. 76 ФЗ от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ предусматривающего, что сотруднику, восстановленному на службе в уголовно-исполнительной системе, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в уголовно-исполнительной системе, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в уголовно-исполнительной системе, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
В силу ст. 211 ГПК РФ решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора; в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку действиями ответчика нарушены трудовые права истца, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требования Темрина А.В. о взыскании компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абз. 4 п. 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия с учетом длительности нарушений прав истца на труд, степени вины ответчика, характера нравственных страданий Темрина А.В, полагает возможным взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 40000 рублей, полагая её отвечающей требованиям разумности и справедливости.
Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления отпуска сотрудникам уголовно-исполнительной системы, закреплен в ст.ст. 58-67 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ.
Учитывая факт восстановления истца на работе и признания периода отсутствия временем вынужденного прогула, Темрин А.В. не лишен возможности самостоятельно реализовать свое право на отпуск в заявленный в иске период в установленном законом порядке, в связи с чем оснований для предоставления ему всех, предусмотренных законодательством РФ отпусков, за 2019 год не имеется.
Также по изложенным выше основаниям не подлежит удовлетворению и требование Темрина А.В. признании контракта N от 22 января 2016 года заключенным на неопределенный срок.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и п.1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 годаN 1314, Федеральная службы исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцом и ответчиков.
При таки обстоятельствах, Федеральная служба исполнения наказаний, а также её территориальные органы подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 февраля 2019 года отменить, постановив новое решение, которым исковые требования Темрина А.В. удовлетворить частично.
Признать приказ УФСИН России по Камчатскому краю от 16 января 2019 года N о прекращении срочного контракта о службе в уголовно-исполнительной системе и увольнении Темрина Александра Валерьевича со службы незаконным.
Восстановить Темрина Александра Валерьевича на службе в уголовно-исполнительной системе в должности "данные изъяты" с 21 января 2019 года.
Взыскать "данные изъяты" в пользу Темрина Александра Валерьевича денежное довольствие за время вынужденного прогула с 22 января 2019 года по 18 июля 2019 года в размере "данные изъяты" (без вычета НДФЛ) и компенсацию морального вреда в размере 40000 рублей, "данные изъяты"
В части восстановления на службе решение суда подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части исковых требований Темрина Александра Валерьевича отказать за необоснованностью.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.