Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Орловой И.Н., судей Степановой З.А., Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Карлиной О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" об установлении административного надзора в отношении осужденного, поступившее по апелляционной жалобе Ичакова С.Ф. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 8 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора на срок три года в отношении осужденного Ичакова С.Ф., освобождаемого из мест лишения свободы, и установлении в отношении него административных ограничений в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации три раза в месяц; запрета пребывания в местах розлива спиртных напитков; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 6 часов следующего дня, кроме работы в ночное время.
Заявление мотивировано тем, что ранее судимый Ичаков С.Ф. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве по приговору Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 9 апреля 2014 года. За время отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 177 взысканий. Все взыскания не сняты и не погашены. Поощрений не имеет. Постановлениями начальника учреждения от 4 апреля 2016 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и 8 апреля 2016 года переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания. В учебных заведениях при ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии не обучался и не обучается. С 9 июля 2014 года состоял на профилактическом учете по группе N 6, как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства, с которого был снят 23 марта 2016 года. Выездов за пределы учреждения не имеет. По характеру "данные изъяты". К мероприятиям воспитательного характера относится отрицательно, посещает регулярно с целью избежать привлечения к ответственности. Дружеские отношения поддерживает с осужденными отрицательной направленности. В коллективе осужденных уживчив, но был замечен в конфликтных ситуациях. Поддерживает традиции преступного мира.
Представитель ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовал, в административном иске просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ичаков С.Ф. в судебном заседании также не присутствовал. В направленной в адрес суда расписке, не признавая требований учреждения, просил о рассмотрении дела без его участия.
Прокурор Николаева И.В. административный иск полагала подлежащим удовлетворению.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 8 августа 2019 года в отношении Ичакова С.Ф, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца "адрес", установлен административный надзор на срок 8 (восемь) лет по приговору Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 9 апреля 2014 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Начало срока отбывания административного надзора исчислено со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения и в отношении Ичакова С.Ф. установлены административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства пребывания или фактического нахождения на периодическую регистрацию два раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов.
Не согласившись с данным решением, Ичаков С.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить установленные ему ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 6 часов утра следующего дня, а также запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
В суде апелляционной инстанции прокурор Овчинникова Н.А. полагала апелляционную жалобу необоснованной.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - далее ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы") административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст. 231, ч.1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Из дела следует и судом установлено, что Ичаков С.Ф. был осужден приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 9 апреля 2014 года за совершение тяжкого преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации. В действиях Ичакова С.Ф. установлен опасный рецидив преступлений.
По месту отбывания наказания Ичаков С.Ф. характеризуется отрицательно, является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, находясь в местах лишения свободы, допустил 177 нарушений установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет.
Устанавливая в отношении Ичакова С.Ф. административный надзор на срок 8 (восемь) лет, оснований для снижения которого судебная коллегия не усматривает, городской суд руководствовался вышеизложенными нормами права и обоснованно исходил из того, что, он осужден судом за совершение тяжкого преступления, судимость за совершение которого погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, при наличии опасного рецидива преступлений. В период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Далее, приняв во внимание имеющиеся в деле характеризующие сведения о личности осужденного и обстоятельств совершенного им преступления (в состоянии алкогольного опьянения, в ночное время суток), исходя из целей и задач административного надзора, городской суд счел необходимым установить в отношении Ичакова С.Ф. административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства пребывания или фактического нахождения на периодическую регистрацию два раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в силу требований п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" является обязательным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Следовательно, установление судом в отношении Ичакова С.Ф. соответствующих административных ограничений с учетом данных, характеризующих его личность, требованиям закона не противоречит и соответствует тяжести и обстоятельствам совершенного им преступления.
В этой связи оснований для исключения установленных ограничений в виде запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив и запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов, о чем Ичаковым С.Ф. ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Доказательств тому, что установленные в этой части ограничения не будут соответствовать целям административного надзора, который устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"), не имеется.
Учитывая изложенное судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вместе с тем, формулировка третьего установленного судом административного ограничения подлежит приведению в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", который не предусматривает запрет пребывания поднадзорного лица в определенное время суток по фактическому нахождению.
Следовательно, резолютивная часть решения суда в указанной части подлежит уточнению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Уточнить абзац шестой резолютивной части решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 8 августа 2019 года и изложить его в следующей редакции:
"запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов следующего дня".
Апелляционную жалобу Ичакова С.Ф. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 8 августа 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Орлова
Судьи: З.А. Степанова
С.Н. Уряднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.