Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Гринюк М.А,
судей Скворцовой О.В. и Клюкиной О.В,
при секретаре Харченко Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Груздева А. П. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июля 2019 года, которым исковые требования Груздева А. П. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о восстановлении нарушенного права на меру социальной защиты, взыскания денежной компенсации оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Груздев А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее ГУ - РО ФСС РФ по Республике Марий Эл), в котором просил признать действия ответчика по определению размера выплаты компенсации за самостоятельно приобретенный им протез при вычленении бедра модульный нарушающими его права на меру социальной защиты в полном объеме; взыскать с ответчика денежную компенсацию в размере 769956 руб. 50 коп. не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что Груздев А.П. является "... ". На основании заключения Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл с утвержденной программой реабилитации от 04 марта 2013 года с указанием на необходимость высокотехнологичного изделия (протеза) относящегося к техническим средствам реабилитации 26 июня 2018 года приобрел данное изделие самостоятельно стоимостью 1011924 руб. 27 июня 2018 года, ориентируясь на государственный контракт N 214 от 21 ноября 2017 года, в рамках которого ответчиком был приобретен протез на сумму 1011924 руб, обратился к ответчику с заявлением о выплате ему компенсации стоимости приобретенного им аналогичного протеза на сумму 1011924 руб. Ответчик со ссылкой на контракт N105 от 7 мая 2018 года, состоявшийся 25 декабря 2018 года в Республике Чувашия, то есть после обращения истца с заявлением о выплате, жителем которой истец не является, компенсировал истцу стоимость протеза в размере 241967 руб. 50 коп, что, по мнению истца, существенно ниже затраченных им средств.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Груздев А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что, приобретая техническое средство реабилитации за счет собственных средств, истец руководствовался прямым указанием ГУ - РО ФСС РФ по Республике Марий Эл, размещенным на их официальном сайте. Подписание сторонами государственного контракта от 7 мая 2018 года N 105 не означает, что сторонами выполнены все обязательства по контракту, такие как предоставление исполнителем отчетных документов, оплата заказчиком выполненных работ. На дату подачи истцом 27 июня 2018 года заявления государственный контракт от 7 мая 2018 года N 105 являлся действующим, и он не мог применяться ответчиком для определения размера компенсации. Вывод суда о том, что истцом был приобретен протез отличный от предусмотренного индивидуальной программой реабилитации, является ошибочным, поскольку противоречит положениям Приказа N 86н от 13 февраля 2018 года "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду". Ответчиком не была предоставлена индивидуальная программа реабилитации и реабилитации того гражданина, для которого заключался государственный контракт от 21 ноября 2017 года. Суд необоснованно отклонил заключение общества с ограниченной ответственностью "Кировский центр протезирования и ортопедии" от 12 апреля 2016 года, не назначил экспертизу для определения идентичности протезов, их относимости к тому или иному виду.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - РО ФСС РФ по Республике Марий Эл просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, приводя доводы в пользу решения суда.
Выслушав объяснения представителя Груздева А.П. Солодянкина В.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ - РО ФСС РФ по Республике Марий Эл Огорелышевой А.И, просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно пункту 15(1) постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику и выплаты компенсации) в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года N 214н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй пункта 3 Порядка).
В Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, в пункте 8 раздела "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы.
В классификации технических средств реабилитации, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 86н, под номером 8-07-11 в графе "Вид и наименование технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом" указан протез при вычленении бедра.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченным органам по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не предусмотрена.
Судом первой инстанции установлено, что Груздев А.П. является "... " и ему согласно справке МСЭ-014 N859812, индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области" 4 марта 2013 года, рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе протез при вычленении бедра модульный.
27 июня 2018 года Груздев А.П. приобрел у общества с ограниченной ответственностью "Кировский центр протезирования и ортопедии" за счет собственных средств протез при вычленении бедра модульный ПН8-ОБ за 1011924 руб. Данный протез имеет дополнительные функции, что отличает его от тех, которые предусмотрены индивидуальной программой реабилитации. В этот же день в Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Марий Эл поступило заявление Груздева А.П. о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - протез при вычленении бедра модульный.
Приказом ГУ РО ФСС по РМЭ от 17 июля 2018 года N38-ТС постановлено выплатить Груздеву А.П. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 241967 руб. 50 коп. Данный размер компенсации определен ответчиком на основании государственного контракта N105 от 7 мая 2018 года, проведенного государственным учреждением - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, исполненного 22 июня 2018 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенным выше правовым регулированием, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, исходя из того, что Груздевым А.П. был приобретен протез при вычленении бедра модульный с дополнительными функциями, наличие которых не предусмотрено для технического средства реабилитации, указанного в индивидуальной программе реабилитации Груздева А.П, пришел к выводу, что размер выплаченной ответчиком компенсации истцу, определенный на основании цены государственного контракта N 105 от 7 мая 2018 года, проведенного Региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, является правильным, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует доказательствам, имеющимся в материалах дела, и основан на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Компенсация стоимости приобретенного истцом технического средства реабилитации была выплачена ответчиком в соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Также судебная коллегия отмечает, что доказательств того, что протез, приобретенный по контракту N 105 от 7 мая 2018 года, не является аналогичным протезу, приобретенному самостоятельно истцом, материалы дела не содержат. При этом следует отметить, что исходя из толкования приведенных выше норм закона, размер выплачиваемой компенсации определяется стоимостью аналогичного технического средства реабилитации, что не означает его идентичности.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно не назначил экспертизу для определения идентичности протезов, их относимости к тому или иному виду, нельзя признать состоятельным, поскольку данное ходатайство сторонами не заявлялось.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Таким образом, оснований для взыскания с ответчика невыплаченной компенсации за приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации в виде разницы между выплаченной ответчиком компенсации и стоимости приобретенного протеза, не имелось.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Груздева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Гринюк
Судьи О.В. Скворцова
О.В. Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.