Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулин А.Д.,
при секретаре Матвеевской А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного автономного учреждения культуры Республики Марий Эл "Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова" на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Ю. от 11 июня 2019 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
13 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения культуры Республики Марий Эл "Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова", ОГРН 1021200778994, ИНН 1215037468, юридический адрес: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Никонова, д. 1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Ю. от 11 июня 2019 года Государственное автономное учреждение культуры Республики Марий Эл "Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова" (далее - ГАУК Республики Марий Эл "АРТД
им. Г. Константинова", учреждение) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 августа 2019 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ГАУК Республики Марий Эл "АРТД
им. Г. Константинова" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" просит указанное постановление отменить, ссылаясь на недоказанность вины учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, отсутствие события административного правонарушения. Указывает, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" в комнате приема пищи осуществляло организацию общественного питания. Также отсутствуют первичные бухгалтерские документы, подтверждающие приобретение продуктов питания и реализацию готовых блюд и напитков учреждением.
Заслушав объяснения директора ГАУК Республики Марий Эл "АРТД
им. Г. Константинова" Московцева С.Г, защитника Краснощекова А.Ю, поддержавших жалобу, представителей Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл П. и С, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив жалобу, исследовав материалы жалобного производства и дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ нарушение
санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 30 марта
1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 названного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 года утверждены и введены в действие с
1 февраля 2002 года санитарные правила "Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее -
СП 2.3.6.1079-01).
Согласно пункту 1.2 СП 2.3.6.1079-01 санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).
Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего из прокуратуры г. Йошкар-Олы материала проверки по вопросу нарушений требований санитарного законодательства в деятельности столовой ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова", расположенного по адресу: "адрес", Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в отношении ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ, и назначено административное расследование.
В ходе административного расследования установлено, что в ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" оборудована комната приема пищи, в которой осуществляется приготовление и хранение пищи для коллектива театра. Приготовление пищи осуществляется П. и К, принятыми в театр на должность технологов.
Из протокола об административном правонарушении от "дата" следует, что "дата" ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" нарушено законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовой ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова"), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, а именно:
- нe обеспечено наличие маркировки на разделочном инвентаре в зависимости от вида продукции, не обеспечен контроль за раздельным хранением разделочного инвентаря для готовой и сырой продукции, что является нарушением требований пункта 6.5 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечено наличие двухсекционной ванны для мытья кухонной посуды и трехсекционной ванны для мытья столовой посуды, что является нарушением пунктов 6.14, 6.16 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечен контроль за хранением чистой кухонной посуды, а именно: чистая кухонная посуда хранится на подоконнике, что является нарушением пункта 6.18 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечен контроль за мытьем посуды, а именно допущено использование при мытье посуды губчатого материала, что является нарушением пункта 6.19 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечено наличие инструкций о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением пункта 6.21
СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечен контроль за соблюдением сроков годности пищевых продуктов, а именно: в холодильнике хранились пищевые продукты с истекшим сроком годности: творог 5% фасованный в пачках по 0,2 гр.
(1 пачка), производитель: ООО "... ", дата изготовления, указанная на упаковке 25 февраля 2019 года, срок годности, установленный производителем - 72 часа при температуре 4?2 ?С; топпинг "Банан" фруктово-ягодный ароматизированный для приготовления десерта, в пластиковых бутылках, массой 1 кг (остаток 0,35 кг), изготовитель: ООО " "... " дата изготовления, на маркировочном ярлыке 15 февраля 2018 года, срок годности, установленный изготовителем - 12 месяцев с даты изготовления; топпинг "Шоколад", в пластиковых бутылках, массой 1 кг (остаток 0,26 кг), изготовитель ООО " "... " дата изготовления, на маркировочном ярлыке - 14 февраля 2018 года, срок годности, установленный изготовителем - 12 месяцев с даты изготовления; топпинг "Лесной орех" ореховый, в пластиковых бутылках, массой 1 кг (остаток 0,53 кг), изготовитель: ООО "... " дата изготовления на маркировочном ярлыке -
20 декабря 2017 года, срок годности, установленный изготовителем - 12 месяцев с даты изготовления, что является нарушением пунктов 7.8 и 7.11 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечен контроль за наличием маркировочных ярлыков (этикеток) с указанием сроков годности, даты выработки, условий хранения пищевых продуктов, а именно: в холодильнике хранился творог 18% в пластиковом ведре с крышкой (остаток 1,8 кг), производитель "... " на маркировочном ярлыке отсутствует дата выработки, имеется только условия и сроки хранения, установленные изготовителем - 14 суток при температуре 4?2?С и 60 суток при температуре -18 ?С, таким образом не возможно определить конечный срок годности творога, так как cpок годности исчисляется с даты изготовления продукта; в обеденном зале в холодильном шкафу хранилась 3-х литровая банка консервированных огурцов, сухофрукты в полиэтиленовом пакете без маркировочных ярлыков (этикеток), позволявших идентифицировать указанную продукцию, а также обеспечить соблюдение сроков годности и условий их хранения, что является нарушением пунктов 7.29, 7.11 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечено проведение ежедневной оценки качества полуфабрикатов, блюд кулинарных изделий с указанием времени изготовления продукта, его наименования, результатов органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку, не ведется бракеражный журнал оценки качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий, что является нарушением пунктов 9.1, 15.1 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечено проведение перед началом смены ежедневного осмотра открытых поверхностей тела работников столовой на наличие гнойничковых заболеваний, журнал осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания не ведется, что является нарушением пунктов 13.5, 15.1 СП 2.3.6.1079-01.
Факт совершения административного правонарушения и вина учреждения подтверждаются собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении от "дата", объяснением М. от 11 марта 2019 года, актом санитарно-эпидемиологического обследования от 13 марта 2019 года "N", приказами о приеме работников на работу "N" от "дата", "N" от "дата", Положением о комнате приема пищи, утвержденным директором ГАУК Республики Марий Эл "АРТД
им. Г. Константинова" "дата", должностной инструкцией технолога комнаты приема пищи, технологическими картами и другими доказательствами.
Должностным лицом и судьей городского суда дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделан обоснованный вывод о виновности ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Нельзя согласиться с доводом заявителя об отсутствии события административного правонарушения, поскольку он полностью опровергаются вышеперечисленными доказательствами. При этом сам факт наличия нарушений санитарно-эпидемиологических требований при организации питания работников ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" в жалобе не оспаривается.
Доводы жалобы о том, что комната приема пищи не является организацией общественного питания, были предметом исследования судьи городского суда, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не усматриваю.
Так, проанализировав положения ГОСТ 31985-2013, СП 2.3.6.1079-01 во взаимосвязи с положениями статьи 6.6 КоАП РФ, судья городского суда обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что комната приема пищи ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" не является организацией общественного питания, поскольку диспозиция статьи не содержит исчерпывающий перечень специально оборудованных мест по организации питания населения, нарушение санитарно-эпидемиологических требований в которых влечет административную ответственность.
Указание в жалобе на отсутствие первичных бухгалтерских документов, подтверждающих приобретение продуктов питания и реализацию готовых блюд и напитков учреждением, не влияет на правильность квалификации действий ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" и обоснованность выводов судьи о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ.
В целом, приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Административное наказание назначено ГАУК Республики Марий Эл "АРТД им. Г. Константинова" в соответствии с требованиями статьей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 6.6 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств по делу.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признания малозначительным совершенного правонарушения, объектом которого является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, не усматривается.
При таких обстоятельствах оснований для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Ю. от 11 июня 2019 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения культуры Республики Марий Эл "Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова" оставить без изменения, жалобу Государственного автономного учреждения культуры "Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова" - без удовлетворения.
Судья А.Д. Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.