Письмо Президента РФ от 26 ноября 1998 г. N Пр-1532
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 4 ноября 1998 г., одобренный Советом Федерации 12 ноября 1998 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон).
Отдельные положения Федерального закона противоречат Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Так, Федеральным законом вносится дополнение в статью 6 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", предусматривающее назначение представителей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества на места, принадлежащие соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Таким образом, речь идет фактически о квотировании мест в совете директоров акционерных обществ и последующем прямом назначении отдельным акционером (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) в лице соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления на эти места своих представителей.
Статьями 96 и 98 Гражданского кодекса Российской Федерации допускаются лишь особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий и особенности правового положения указанных акционерных обществ. Однако в рассматриваемом Федеральном законе речь идет об установлении особенностей в отношении прав и обязанностей акционеров.
Дополнения, вносимые в статью 6 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", создают ситуацию, при которой государство как собственник акций будет обладать большим объемом прав, чем иные субъекты гражданского права, в собственности которых находятся акции. Это относится, в частности, к праву акционера на участие в общем собрании с правом голоса по всем вопросам, входящим в его компетенцию, включая избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и досрочное прекращение их полномочий.
Федеральным законом часть акционеров фактически лишается возможности участвовать в формировании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, а также в досрочном прекращении их полномочий, что противоречит Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
В частности, согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации выступают на равных в отношениях, регулируемых гражданским законодательством Российской Федерации, с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Учитывая изложенное, Президентом Российской Федерации будет внесен в Государственную Думу новый вариант проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 26 ноября 1998 г. N Пр-1532
Текст письма официально опубликован не был