Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу председателя избирательной комиссии Ставропольского края Демьянова Е.В. на вступившее в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 04 сентября 2019 года, вынесенное в отношении главного редактора газеты "Открытая. Для всех и каждого" Леонтьевой ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района города Ставрополя от 22 августа 2019 года должностное лицо - главный редактор газеты "Открытая. Для всех и каждого" Леонтьева... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 04 сентября 2019 года указанное постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, председатель избирательной комиссии Ставропольского края Демьянов Е.В. просит отменить решение судьи районного суда, как вынесенные с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, оставить жалобу Леонтьевой Л.И. без удовлетворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет придти к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле - и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в выпуске газеты "Открытая. Для всех и каждого" N 22-23 от 24 июня - 15 июля 2019 года опубликован материал с названием "Жить будем, друзья. Но при вашей поддержке", в котором содержатся признаки предвыборной агитации, указанные в подпунктах "г" и "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 26 Закона Ставропольского края "О выборах губернатора Ставропольского края".
Указанные обстоятельства послужили основаниями для привлечения главного редактора газеты "Открытая. Для всех и каждого" Леонтьевой Л.И. к административной ответственности по части 1 статьи 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения, позволяющие суду прийти к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, а именно не указано какие имеются признаки предвыборной агитации, данные признаки не конкретизированы и не обоснованны, не указано в отношении какого кандидата совершены агитационные действия и в интересах какого именно кандидата. На момент публикаций, ни одного кандидата на должность губернатора Ставропольского края зарегистрировано не было.
Указанные выводы судьи районного суда признать основанными на положениях действующего законодательства нельзя.
Как следует из подпункта 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов (статья 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 1 и подпункту "в" пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (подпункты "г", "д", "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
В пункте 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 данного Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
По смыслу положений данной нормы, а также приведенных выше положений подпункта 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидатом является как лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления, и уведомившее избирательную комиссию о даче согласия баллотироваться в депутаты или на соответствующую должность, так и лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ с момента уведомления избирательной комиссии Ставропольского края о согласии баллотироваться на должность губернатора Ставропольского края Владимиров В.В. приобрел предусмотренные законом права и обязанности кандидата.
Согласно выписке из подтверждения о приеме документов для выдвижения кандидата на должность Губернатора Ставропольского края, избирательная комиссия Ставропольского края приняла от Владимирова.., кандидата на выборах Губернатора Ставропольского края следующие документы: заявление Владимирова В.В. о согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Ставропольского края от 03 июня 2019 года (т.1 л.д.108).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Таким образом, предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях могла быть начата 10 августа 2019 года и завершена 07 сентября 2019 года.
Однако, в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данным обстоятельствам, имеющим существенное значения для разрешения настоящего дела об административном правонарушении, судьей районного суда не дано надлежащей правовой оценки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб выносится, в частности, решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным, решение судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 04 сентября 2019 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, и, учитывая, что срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд города Ставрополя.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, проверить доводы жалобы в полном объеме, на основании имеющихся и вновь представленных доказательств, принять законное и обоснованное решение по делу.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 04 сентября 2019 года в отношении должностного лица - главного редактора газеты "Открытая. Для всех и каждого" Леонтьевой... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить в Октябрьский районный суд города Ставрополя на новое рассмотрение.
Жалобу удовлетворить частично.
Заместитель председателя О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.