Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Задворновой Т.Д.
судей Драчева Д.А, Суринова М.Ю.
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрела в городе Ярославле в открытом судебном заседании
20 сентября 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N8 по Ярославской области на решение Угличского районного суда Ярославской области от 04 июля 2019 года, которым постановлено:
"Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области по начислению земельного налога по ставке 1,5 % за 2014, 2015, 2016, 2017 годы за земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Обязать Межрайонную ИФНС России N 8 по Ярославской области произвести Королеву Ростиславу Анатольевичу возврат излишне оплаченной суммы земельного налога - 11 787 руб. за 2017 год за земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"".
Заслушав доклад судьи областного суда Драчева Д.А, судебная коллегия
установила:
Королев Р.А. в лице представителя по доверенности Юнусовой Н.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России N8 по Ярославской области, Управлению Федерального казначейства по Ярославской области о признании незаконными действий по начислению земельного налога и взыскании излишне уплаченной суммы земельного налога.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания общежития, общая площадь 1400 кв.м, кадастровый номер: N. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 982 282 рубля. Согласно налоговому уведомлению N 83493353 от 29.12.2017 г. за 2014, 2015, 2016 годы за земельный участок земельный налог был исчислен по ставке 1,5%, что составило 14 734 руб. за каждый налоговый период, а всего 44 202 рубля.
С применением такой ставки истец не согласен, полагает, что должна применяться налоговая ставка 0,2 %. Указанный земельный участок имеет разрешенное использование "для обслуживания здания общежития", эти сведения в ЕГРН и известны налоговому органу. За весь период владения земельным участком ни вид разрешенного использования участка, ни другие сведения не менялись. В то же время в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговые ставки не могут превышать не более 0,3 % (абз. 3 пп.1 п. 1 ст. 394 НК РФ). Общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду. Соответственно, земельные участки, занятые такими объектами, должны облагаться земельным налогом по ставке не более 0,3%.
Согласно решению Муниципального Совета Слободского сельского поседения Угличского района Ярославской области от 29.11.2016 г. N 25 с 01.01.2017 г. для земельных участков, занятых жилищным фондом, установлена налоговая ставка 0,3%. Королевым Р.А. ошибочно был уплачен земельный налог за 2017 год за спорный земельный участок в размере 14 734 руб, исходя из ставки 1,5%, согласно налоговому уведомлению N 43968558 от 29.08.2018 г. Излишне уплаченная сумма земельного налога за 2017 год составляет 11 787 руб, согласно следующему расчету: 982 282 руб. * 1,5% - 982 282 руб. * 0,3 % = 14 734 руб. - 2 947 руб. = 11 787 руб.
С учетом уточнения исковых требований истец Королев Р.А. в лице представителя по доверенности Юнусовой Н.А. просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области по начислению земельного налога по ставке 1,5 % за 2014, 2015, 2016, 2017 годы за земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; обязать Межрайонную ИФНС России N8 по Ярославской области произвести возврат излишне оплаченной суммы земельного налога - 11 787 руб. за 2017 год за этот земельный участок.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Межрайонная ИФНС России N8 по Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о размере взысканных сумм по земельному налогу.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав в поддержание доводов жалобы представителя Межрайонной ИФНС России N8 по Ярославской области по доверенности Добросердову И.Е, возражения представителя Королева Р.А. по доверенности Юнусовой Н.А, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2014-2016 годах административный истец Королев Р.А. являлся собственником земельного участка расположенного в "адрес" с кадастровым номером: N и с разрешенным использованием - для обслуживания здания общежития. На данном земельном участке расположено принадлежащее Королеву Р.А. здание общежития в разрушенном состоянии, площадью 138,4 кв.м.
Изначально на указанный земельный участок налоговым органом был произведен расчет земельного налога за 2014-2016 годы с применением ставки 0,3%, оплата которого была произведена истцом в полном объеме. В 2017 году налоговым органом за указанный период времени истцу был доначислен земельный налог по ставке 1,5%, а за 2017 год начислен также исходя из повышенной ставки 1,5%.
Рассчитывая, земельный налог с применением налоговой ставки 1,5%, налоговый орган исходил из наличия сведений о том, что указанный земельный участок не используется по разрешенному виду его использования по причине нахождения здания общежития в разрушенном состоянии.
Удовлетворяя исковые требования Королева Р.А, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: N - для обслуживания здания общежития в действительности не изменялся. Использование истцом указанного земельного участка не по целевому назначению, то есть не для обслуживания здания общежития административным ответчиком не подтверждено. В связи с уплатой Королевым Р.А. излишне начисленной суммой земельного налога за 2017 год, эта сумма административным ответчиком подлежит возврату.
Судебная коллегия с указанными выводами соглашается, считает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и закону - ст.ст. 389-391, 394 НК РФ, ст.ст. 1, 7 ЗК РФ, ст. 209 ГК РФ, ст. 19 ЖК РФ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, оснований для вмешательства в которую судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в период с 2014 года по 2016 год здание общежития, находящееся на спорном земельном участке, пребывало в разрушенном состоянии и не могло быть отнесено к категории жилищного фонда, в связи с чем, земельный участок не использовался в соответствии с видом разрешенного использования (для обслуживания здания общежития) являются необоснованными.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, помимо прочего, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства, и 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Понятие жилищного фонда раскрыто в п. 1 ст. 19 ЖК РФ и представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301).
На основании п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 по делу N А46-13112/2010).
На основании анализа вышеприведенных норм суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что ставка земельного налога применяется исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, которое должно быть отражено в кадастре недвижимости. Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Между тем, Управлением Росреестра по Ярославской области никаких сообщений налоговому органу о факте нецелевого использования Королевым Р.А. земельного участка с видом разрешенного использования "для обслуживания здания общежития", судя по материалам дела, не передавалось. В выписке из ЕГРП от 22.04.2019 г. содержатся сведения только о нахождении здания общежития в разрушенном состоянии (л.д. 51).
Сам по себе осмотр налоговым органом 12.04.2019 г. здания общежития, согласно которому установлено, что нежилое здание общежития находится в разрушенном состоянии (л.д. 60-62), не свидетельствует о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - для обслуживания здания общежития, указанный в реестре, не соответствует фактическому. Нахождение здания в разрушенном состоянии не меняет вид разрешенного использования земельного участка, который по состоянию на момент вынесения Решения УФНС России по Ярославской области от 29.04.2019 г. в рамках процедуры кадастрового учета не изменен.
Из доказательств, представленных налоговым органом, не видно, что объект недвижимости претерпел изменения и используется истцом в иных целях, нежели те, для которых был предназначен изначально. Напротив, из материалов дела следует, что истцом совершены действия, направленные на обустройство земельного участка, его обкашивание (л.д. 206 об.) и восстановление здания общежития, в том числе путем заключения 15.01.2019 г. договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома (л.д. 94-98).
Кроме того, административным ответчиком не представлены доказательства того, что размещенное на земельном участке здание не относится к объектам жилищного фонда, а также признано непригодным (аварийным) в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган неправомерно произвел расчет земельного налога, применив ставку 1,5%, предусмотренную для прочих земельных участков, ввиду чего решение суда об удовлетворении административных исковых требований является правильным и подлежит оставлению без изменения.
При отсутствии доказательств, с достоверностью свидетельствующих о состоявшемся реальном изменении фактического пользования спорного земельного участка, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы налогового органа об использовании земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования и правомерности исчисления налоговым органом земельного налога по налоговой ставке 1,5%.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не влияют на правильность принятого судом решения, направлены на иную оценку обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Угличского районного суда Ярославской области от 04 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N8 по Ярославской области на указанное решение - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.