Проект федерального закона N 98093726-2
"Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательства для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Порядок национализации имущества
Глава III. Оценка имущества
Глава IV. Порядок возмещения стоимости имущества
Глава V. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при принудительном обращении имущества, находящегося в собственности юридических лиц и граждан, в собственность Российской Федерации (национализации), устанавливает порядок и условия осуществления национализации, гарантии прав и интересов собственников национализируемого имущества.
Статья 2. Понятия национализации
Для целей настоящего Федерального закона под национализацией понимается принудительное возмездное обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации, осуществляемое на основании федерального закона о национализации конкретного имущества, предусмотренного статьей 4 настоящего Федерального закона, принимаемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в исключительных случаях, установленных настоящим Федеральным законом (далее - федеральный закон о национализации имущества).
Статья 3. Законодательство о национализации
1. Законодательство Российской Федерации о национализации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетного законодательства Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов о национализации имущества.
2. Законодательством об иностранных инвестициях и международными договорами Российской Федерации могут быть установлены иные, нежели предусмотрено настоящим Федеральным законом, основания и условия проведения национализации в отношении имущества организаций с участием иностранных инвесторов и иностранных граждан.
Статья 4. Имущество, в отношении которого может быть принято решение о национализации
1. Решение о национализации может быть принято исключительно в отношении следующих видов имущества (далее - имущество):
предприятия, как имущественного комплекса, продукция (товары или услуги) которого имеет стратегическое значение для обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации (далее - предприятие);
100 процентов акций, долей участия хозяйственных обществ и товариществ, всех паев производственных кооперативов, производящих продукцию (товары и услуги), имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации (далее - акции, доли, паи участия).
2. Решение о национализации может быть принято в отношении предприятия, расположенного на территории Российской Федерации, или предприятия, принадлежащего юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, или предприятия, принадлежащего гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, или акций, долей, паев участия юридического лица, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации.
3. Не допускается национализация имущества лица, признанного или объявленного несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 5. Принципы осуществления национализации
1. Национализация имущества может быть осуществлена на основании федерального закона о национализации соответствующего имущества исключительно в целях обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации.
2. Национализация имущества может быть осуществлена при обеспечение гласности процедуры национализации.
3. Национализация имущества может быть осуществлена только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости национализируемого имущества и других убытков.
4. Защита прав собственника национализируемого имущества осуществляется судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Глава II. Порядок национализации имущества
Статья 6. Основания национализации имущества
1. Национализация имущества осуществляется на основании федеральных законов о национализации имущества, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Проект федерального закона о национализации имущества может быть внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации исключительно Правительством Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Инициатива осуществления национализации имущества
1. Основанием внесения Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о национализации имущества является постановление Правительства Российской Федерации о национализации имущества, принимаемое на основании соответствующего решения комиссии по национализации при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия по национализации), образуемой и созываемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Инициатива в созыве Комиссии по национализации принадлежит субъектам законодательной инициативы, а также муниципальным образованиям.
Обращение о созыве Комиссии по национализации должно соответствовать требованиям, установленным настоящей статьей.
3. Обращение о созыве Комиссии по национализации должно содержать:
наименование лица, в отношении которого предлагается принять решение о национализации с указанием его места нахождения;
имущество, в отношении которого предлагается принять решение о национализации с указанием его места нахождения;
обоснование необходимости национализации имущества;
иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Комиссия по национализации
1. Решение о созыве Комиссии по национализации и утверждении ее состава принимается Правительством Российской Федерации. Положение о Комиссии по национализации утверждается Правительством Российской Федерации.
Комиссия по национализации не является постоянно действующим органом.
2. В состав комиссии по национализации при Правительстве Российской Федерации входят следующие лица:
представитель субъекта законодательной инициативы или муниципального образования, обратившегося с ходатайством о национализации имущества;
представитель собственника предприятия, о национализации которого заявлено ходатайство, или представитель учредителей (участников) юридического лица, о национализации акций (долей, паев) которого заявлено ходатайство;
представитель работников предприятия, о национализации которого заявлено ходатайство, или представитель работников юридического лица, о национализации акций (долей, паев) которого заявлено ходатайство;
представитель Министерства финансов Российской Федерации, Министерства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, иных органов федеральной исполнительной власти;
представитель субъекта Российской Федерации на территории которого осуществляется основная хозяйственная деятельность юридического лица о национализации предприятия или акций (долей, паев) которого заявлено ходатайство.
В состав Комиссии по национализации могут быть включены и иные лица.
Комиссия вправе для обеспечения своей деятельности привлекать иных лиц, в том числе независимых оценщиков, аудиторов, с оплатой их услуг из средств федерального бюджета.
3. Комиссия по национализации:
рассматривает ходатайство о национализации имущества;
принимает решение о национализации имущества;
принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства в национализации имущества;
осуществляет иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
4. На первом заседании Комиссии по национализации из ее состава избирается председатель.
Представитель собственника предприятия, о национализации которого заявлено ходатайство, или представитель учредителей (участников) юридического лица, о национализации акций (долей, паев) которого заявлено ходатайство не может являться председателем Комиссии по национализации.
Порядок организации и проведения заседаний Комиссии по национализации, а также порядок принятия решений предусматривается Положением о Комиссии по национализации.
Статья 9. Решение Комиссии по национализации
1. Решение Комиссии по национализации о национализации имущества должно содержать:
имущество, национализация которого должна быть осуществлена;
способ осуществления национализации;
обоснование необходимости национализации имущества;
сроки и порядок национализации и возмещения собственнику стоимости национализируемого имущества;
стоимость национализируемого имущества;
источник выплаты собственнику стоимости национализируемого имущества.
К решению Комиссии по национализации о национализации имущества прилагаются:
проект постановления Правительства Российской Федерации о национализации имущества;
проект федерального закона о национализации имущества.
В случае необходимости к решению Комиссии по национализации о национализации имущества должен быть приложен проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год.
Решение Комиссии по национализации о национализации имущества является рекомендательным.
2. Решение Комиссии по национализации об отказе в удовлетворении ходатайства в национализации имущества должно содержать обоснование принятого решения, а также порядок его обжалования.
Статья 10. Постановление Правительства Российской Федерации о национализации
1. Постановление Правительства Российской Федерации о национализации должно содержать:
имущество, национализация которого должна быть осуществлена;
способ осуществления национализации;
обоснование необходимости национализации имущества;
сроки и порядок национализации и возмещения собственнику стоимости национализируемого имущества и других убытков;
стоимость национализируемого имущества и размер других убытков;
источник выплаты собственнику стоимости национализируемого имущества и других убытков.
2. Правительство Российской Федерации вносит проект федерального закона о национализации имущества в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по истечении трех месяцев с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о национализации за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
3. В случае обжалования постановления Правительства Российской Федерации о национализации или предъявления требований о признании недействительными итогов конкурса по определению оценщика Правительство Российской Федерации вносит проект федерального закона о национализации имущества в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по истечение месяца с даты вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда об отказе в удовлетворении исковых требований заинтересованного лица.
Статья 11. Обжалование постановления Правительства Российской Федерации о национализации
1. Постановление Правительства о национализации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты его вступления в силу собственником национализируемого имущества и иными заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При этом обжалованию подлежит исключительно размер, порядок, сроки и иные условия возмещения собственнику стоимости национализируемого имущества и других убытков.
2. Постановление Правительства Российской Федерации может быль признано арбитражным судом недействительным по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Федеральный закон о национализации имущества
1. Федеральный закон о национализации предприятия должен содержать:
сведения о предприятии;
сведения о месте нахождения предприятия;
сведения о собственнике предприятия (полное фирменное наименования или фамилия, имя, отчество, место нахождения или место жительства, другие сведения);
дату введения закона о национализации имущества в действие.
2. Федеральный закон о национализации акций, долей, паев участия должен содержать:
сведения о юридическом лице, акции, доли участия или пан которого национализируются;
дату введения закона о национализации имущества в действие.
3. Федеральный закон о национализации имущества может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава III. Оценка имущества
Статья 13. Лицо, осуществляющее оценку имущества
1. Имущество подлежит оценке независимым оценщиком (далее - оценщик), определяемым (назначаемым) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Оценщиком может быть юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию и не являющееся аффилированным лицом по отношению к собственнику национализируемого имущества.
Статья 14. Порядок определения (назначения) оценщика
1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, оценщик определяется по результатам открытого конкурса, проводимого Комиссией по национализации. Порядок проведения конкурса и критерии определения победителя устанавливаются Комиссией по национализации.
Условиями конкурса являются:
срок проведении оценки;
наличие опыта в оказании услуг по оценке имущества.
Победителем конкурса определяется лицо, предложившее наименьшую стоимость услуг по оценке имущества при прочих равных условиях.
Конкурс, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся.
2. Комиссия по национализации обязана опубликовать извещение о проведении конкурса по определению оценщика в официальном издании Правительства Российской Федерации в срок не позднее, чем один месяц до их проведения.
Извещение о проведении конкурса по определению оценщика должно содержать следующие сведения:
данные об имуществе, подлежащем оценке;
место и время проведения конкурса;
порядок проведения, условия конкурса и критерии определения победителя;
срок проведения оценки;
порядок и сроки объявления итогов конкурса;
иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Оценщик может быть назначен Комиссией по национализации в случае признания повторного конкурса по определению оценщика несостоявшимся.
4. Итоги конкурса по определению оценщика могут быть признаны недействительными в судебном порядке в случае обнаружения обстоятельств, препятствующих лицу участвовать в конкурсе и предусмотренных пунктом 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Требование о признании итогов конкурса по определению оценщика недействительными может быть предъявлено в суд до даты внесения Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о национализации имущества в Государственную Думу Федерального Собрания (в течение трех месяцев с момента подведения итогов конкурса или объявления конкурса несостоявшимся) собственником национализируемого имущества и иными заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
5. Источники выплаты вознаграждения оценщика определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Критерии оценки имущества
1. Стоимость национализируемого имущества определяется как наиболее вероятная цена, по которой имущество может быть продано на открытом рынке в условиях конкуренции, когда продавец и покупатель действуют разумно, располагая всей необходимой информацией и на размер стоимости не влияют чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
продавец не обязан продавать имущество, а покупатель не обязан его приобрести;
стороны, участвующие в сделке, хорошо осведомлены об имуществе и действуют своей волей и в своих интересах;
имущество представлено на открытом рынке;
стоимость имущества является разумным вознаграждением;
форма оплаты имущества является денежной.
В случае, если цена покупки акций или цена спроса и цена предложения акций регулярно опубликовывается в печати, для определения стоимости акций, подлежащих национализации должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и предложения.
3. При определении стоимости акций (долей, паев участия) может быть принято внимание размер чистых активов предприятия, цена, которую согласен уплатить за все акции (доли, паи участия) покупатель, имеющий полную информацию о совокупной стоимости о всех акциях (долях, паев участия), и другие обстоятельства, которые сочтет важными оценщик.
4. Стоимость имущества определяется без учета ее изменения в результате объявления о предстоящей национализации.
Статья 16. Ограничения на совершение сделок
1. После принятия решения Комиссией по национализации о национализации имущества не допускается совершение сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества предприятия, стоимость которого составляет более двух процентов стоимости имущества предприятия, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности.
Данные бухгалтерской отчетности определяются на последний отчетный период, предшествующий дате принятия Комиссией по национализации решения о национализации имущества.
2. Действие ограничений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности предприятия.
3. Заключение договоров займа или кредита юридическим лицом, акции (доли, паи участия) которого подлежат национализации, не допускается после принятия решения Комиссией по национализации о национализации имущества.
4. Сделка, совершенная с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей, может быть признана недействительной по заявлению уполномоченных государственных органов (органов, которым в соответствии с законом предоставлено право на обращение в суд с таким требованием).
Глава IV. Порядок возмещения стоимости имущества
Статья 17. Размер возмещения стоимости имущества
1. Размер возмещения стоимости имущества определяется Комиссией по национализации на основании заключения оценщика.
2. Размер возмещения стоимости имущества определяется на дату принятия Комиссией по национализации решения о национализации имущества.
Размер возмещения стоимости имущества определяется в рублях.
3. Размер возмещения стоимости акций (долей, паев) определяется в расчете на одну акцию, на долю в один процент от уставного капитала, один пай.
Статья 18. Порядок возмещения стоимости имущества
1. Возмещение стоимости имущества производится в полном объеме до момента перехода к Российской Федерации права собственности на имущество.
2. Возмещение стоимости национализируемого имущества производится в денежной форме.
Возмещение стоимости иным имуществом допускается в случае, если между Российской Федерацией и собственником имущества достигнуто соглашение о возмещении стоимости национализируемого имущества иным имуществом.
Определение стоимости имущества, передаваемого собственнику национализируемого имущества в качестве возмещения стоимости национализируемого имущества, осуществляется независимым оценщиком, назначаемым по соглашению сторон.
3. В случае, если имущество является предметом залога, то право залога распространяется на предоставленное взамен имущество, либо залогодержатель приобретает право преимущественного удовлетворения своего требования из сумм, причитающихся залогодателю возмещения.
Глава V. Заключительные положения
Статья 19. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие с "__" ____199_г.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в срок до "__" _______ 199 _ г. принять правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.