Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98102306-2 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год"
Досье на проект федерального закона
Проект бюджета Пенсионного фонда на 1999 год разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 4 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год и проекта федерального бюджета на 1999 год, уточнении параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2001 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2001 года".
Доходная часть бюджета сформирована согласно уточненным показателям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год и величине фонда заработной платы, представленных Министерством экономики Российской Федерации (от 23.10.98 N ИМ-2099/1-267).
Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год предусматривает реализацию необходимых мер, направленных на стабилизацию финансового положения Фонда, обеспечение своевременного финансирования выплаты государственных пенсий.
Расходы на пенсионное обеспечение на 1999 год определены в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, а также демографическим прогнозом Госкомстата России по численности получателей пенсий с учетом отчета по формам 94-собес и 95-собес.
Индексация государственных пенсий в 1999 году предусмотрена с 1 апреля в 1,12 раза, с 1 октября в 1,15 раза.
Доходная часть бюджета Фонда на 1999 год сформирована на основе проекта Федерального закона "О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды", с учетом введения его в действие с 1 марта 1999 года и предусматривающего тарифы в размере 19,0% о для работодателей, 18,0% - для индивидуальных предпринимателей и 4,5% - для физических лиц.
Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 1999 год сформирован по доходам в сумме 248,7 млрд. рублей и по расходам в сумме 248,7 млрд. руб., т.е. сбалансирован.
Доходы и поступления средств в ПФР
Поступления доходов в бюджет Пенсионного фонда в 1999 году проектируются в следующих суммах:
(млн.руб.)
Проект бюджета на 1998 год |
Проект бюджета на 1999 год |
Удельный вес к итого доходов (%) |
1. Остаток денежных средств 3308,0
Фонда на начало года
2. Страховые взносы 142380,0 198488,8 79,8
3. Средства федерального 15404,9 17700,0 7,1
бюджета, передаваемые Пенсионному
фонду Российской Федерации на
выплату пенсий и пособий
4. Прочие поступления 3015,2 2050,0 0,8
из них:
поступления из Государственного 293,7 300,0
фонда занятости населения
Российской Федерации на выплату
досрочных пенсий безработным
гражданам
погашение задолженности 215,2 250,0
Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации
перед Фондом
5. Другие доходы, направляемые 30501,6 12,3
на погашение задолженности по
выплате пенсий за 1998 год
-------------------------------------------------------------------------
Всего доходов 164108,1 248740,4 100,0
Объем поступлений страховых взносов в доход бюджета 1999 года определен исходя из уточненного прогноза Минэкономики России по фонду заработной платы наемных работников на 1999 год в сумме 980,0 млрд. рублей.
С учетом периодичности поступления страховых взносов база начисления определена в сумме 947,8 млрд.рублей.
Необлагаемый фонд заработной платы в соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.97 N 546, а также с учетом льгот, предоставляемых общественным организациям инвалидов и пенсионеров и их предприятиям, составляет 5,0 процентов.
Формирование базы для начисления страховых взносов произведено с учетом Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", предусматривающего переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога, изменение ставки и порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В 1999 году общее снижение базы начисления страховых взносов расчетно может составить 22,0 млрд.руб., для индивидуальных предпринимателей - 66,4 млрд. рублей. Применен коэффициент увеличения фонда оплаты труда с 1 марта 1999 г. в размере 10 процентов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.98 N 1146 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса государственным внебюджетным фондам Российской Федерации" учтено изменение порядка поступления текущих платежей для сельскохозяйственных организаций, которым предусмотрено два этапа уплаты страховых взносов: с 1 января по 1 октября т.г. - исходя из сумм, исчисленных с минимального размера оплаты труда, а с 1 октября т.г. по 1 января с.г. осуществляется окончательный расчет.
Среднегодовой сбор страховых платежей на 1999 год предусматривается в размере 83% для работодателей и для физических лиц, 74% - для индивидуальных предпринимателей.
В результате поступление страховых взносов составит 198,5 млрд. рублей.
В доходную часть проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год включены поступления из федерального бюджета в сумме 17,7 млрд. рублей, предусмотренной проектом федерального бюджета на 1999 год.
Прочие поступления предусмотрены в сумме 2050,0 млн. рублей. Снижение поступлений в 1999 году связано с перерасчетом суммы начисленных пеней и штрафных санкций при погашении просроченной задолженности по уплате страховых взносов, а также с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.98 N 395, предусматривающего освобождение от пеней предприятий оборонного комплекса и проектом Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации" в части списания пеней организациям, погасившим просроченную задолженность по страховым взносам.
Прочие поступления включают в себя возмещение Государственным фондом занятости населения Российской Федерации расходов на выплату досрочных пенсий безработным гражданам в сумме 300,0 млн.руб. и погашение задолженности Государственного фонда занятости населения перед ПФР по выплатам за 1998 год в сумме 250,0 млн. рублей.
Кроме того, в доходную часть бюджета включены другие доходы, в сумме 30,5 млрд.руб., которые будут направлены на погашение задолженности по выплате государственных пенсий за 1998 год.
Расходы на пенсионное обеспечение
Базовые расходы на выплату государственных пенсий в 1999 году определены в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" по нормам пенсионного законодательства без применения индивидуального коэффициента пенсионера, установленного Федеральным законом от 21.07.97 N 113-ФЗ, Федеральным законом от 28.03.98 N 43-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, и составляют 173,6 млрд.руб., из них финансируемые за счет страховых взносов - 159,0 млрд.руб. (включая расходы по "нестраховым" периодам).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" дополнительные расходы на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) составят 14,87 млрд.руб., из них финансируемые за счет страховых взносов - 13,7 млрд. рублей.
Дополнительные затраты на индексацию пенсий составят 20,2 млрд.руб., из них за счет страховых взносов - 18,7 млрд.руб., за счет средств федерального бюджета - 1,5 млрд. рублей.
Расходы по доставке и пересылке всех видов государственных пенсий определены исходя из почтового тарифа 1,5%, а также уплаты налога на добавленную стоимость (20%) и 1,5% на доставку альтернативными службами и составят около 3,2 млрд.руб., в том числе финансируемые за счет страховых взносов - 2,85 млрд.руб., за счет федерального бюджета - 0,3 млрд. рублей.
Кроме того, в 1999 году предполагается сохранение условий назначения компенсационной выплаты для категории получателей пенсий, исчисленных без применения ИКП, в размерах, предусмотренных Указом Президента РФ от 15 апреля 1996 г. N 550.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. N 573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" и Федерального закона от 24.10.97 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в 1999 г. сохраняется механизм повышения минимального размера пенсий, обеспечивающий соотношение минимального размера пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты не ниже 80% прожиточного минимума пенсионера. Дополнительные расходы на финансовое обеспечение данных выплат в 1999 г. составят 2,2 млрд. рублей.
Основные показатели пенсионного обеспечения на 1999 год
(млн.руб.)
Всего | В том числе: | |||
за счет средств ПФР |
из них за "нестра- ховые" периоды |
за счет средств федера- льного бюджета |
На выплату пенсий - всего 208717,3 191499,0 12615,1 17218,3
Доставка и пересылка 3166,8 2854,9 186,6 311,9
пенсий - всего
Социальное пособие на 1742,4 1620,4 - 122,0
погребение
-------------------------------------------------------------------------
Всего на пенсионное 213626,5 195974,3 12801,7 17652,2
обеспечение
в том числе:
Расходы на выплату пенсий 173596,4 159036,6 7240,0 14559,8
по нормам Закона РФ от
20.11.90 N 340-1, действовав-
шим до 1 февраля 1998 г.
Доставка и пересылка пенсий 2639,0 2377,0 107,1 262,0
Социальное пособие на 1742,4 1620,4 - 122,0
погребение
-------------------------------------------------------------------------
Итого: 177977,8 163034,0 7347,1 14943,8
Дополнительные расходы 14866,6 13703,9 3904,1 1162,7
на выплату пенсий в соот-
ветствии с Федеральным за-
коном от 21.07.97 N 113-ФЗ
Доставка и пересылка пенсий 223,5 202,6 57,7 20,9
-------------------------------------------------------------------------
Итого: 15090,1 13906,5 3961,8 1183,6
Дополнительные 20254,3 18758,5 1471,0 1495,8
расходы на индексацию
пенсий - всего
из них исчисленные:
без применения ИКП 8859,0 8062,8 955,7 796,2
с применением ИКП 11384,2 10685,9 515,3 698,3
Доставка и пересылка 304,3 275,3 21,8 29,0
пенсий
-------------------------------------------------------------------------
Итого: 20558,6 19033,8 1492,8 1524,8
Размеры пенсий в 1999 году
(руб.)
Отчет на 01.01.98 |
Прогноз | Рост (темп роста) за 1999 год |
||
на 01.01.99 |
на 01.01.2000 |
Минимальный размер 84,2 84,2 108,4 24,2
пенсии по старости 129%
Минимальный размер 234,2 234,2 415,1 180,9
пенсии по старости с учетом 177,2%
компенсационной выплаты
Средние размеры назначенных месячных пенсий
с учетом компенсационной выплаты
Всех пенсионеров 367,7 403,1 500,5 97,4
124,2%
из них:
пенсионеров труда 369,4 408,3 508,2 99,9
124,5%
пенсионеров по старости 383,8 430,4 538,2 107,8
125%
из них исчисленные:
без применения ИКП 414,5 423,9 513,3 89,4
121,1%
с применением ИКП 351,7 436,8 562,6 125,8
128,8%
пенсионеров, получающих 271,3 271,3 313,3 42,0
социальные пенсии 115,5%
пенсионеров- 320,7 320,7 385,5 64,8
военнослужащих и их семей 120,2%
Численность пенсионеров на начало 1999 года составит 38,5 млн. человек, на конец 1999 года ожидается на уровне 38,77 млн. человек (прирост - 222,3 тыс. человек).
Число получателей государственных пенсий характеризуется следующими данными:
(тыс.чел.)
Отчет на 01.01.98 |
Прогноз | Прогноз | |||
на 01.01.99 |
прирост за 1998 год |
на 01.01.2000 |
прирост за 1999 год |
Всего пенсионеров 38286,2 38548,4 262.2 38770,7 222,3 или
100,6%
из них:
пенсионеров труда 36848,7 37032,9 184,2 37181,1 148,2 или
100,4%
пенсионеров, 1270,8 1359,8 89,0 1441,4 81,6 или
получающих 106,0%
социальные пенсии
пенсионеров- 166,7 155,7 -11,0 148,2 -7,5
военнослужащих 95%
срочной службы и их
семей
Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению проектируются в сумме 1742,4 млн. рублей. Расходы определены в соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 08.12.95 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 28.06.97 N 91-ФЗ из расчета десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 09.01.97 N 6-ФЗ (83,49 руб. в месяц) и увеличенного в 1,3 раза с учетом прогноза Минэкономики России.
В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, планируются в сумме 92,0 млн.руб., из них финансируемые за счет страховых взносов - 80,9 млн. рублей. Увеличение расходов связано со значительным ростом количества пенсионеров, выехавших за рубеж (9,5 тыс. чел. - 1998 г., 11,75 тыс. чел. - 1999 г.), выплат им пенсий за прошлое время, введения в действие Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, предусматривающего выплату пенсий российским и испанским гражданам за стаж работы в Российской Федерации, а также дополнительными расходами в соответствии с постановлением Конституционного Суда от 15.06.98 N 18-П.
Кроме того, в расходной части бюджета Фонда предусмотрены 20,9 млн.руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения.
В расходную часть бюджета Фонда на 1999 год включены расходы на погашение задолженности по выплате государственных пенсий за 1998 год в сумме 30,5 млрд. рублей.
Расходы, производимые за счет средств
федерального бюджета
В соответствии с Федеральным законом от 28.10.98 N 163-ФЗ "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета" предусмотрены расходы на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, а также по доставке и пересылке всех видов пенсий и пособий в сумме 17652,2 млн.руб., в том числе по видам: (млн.руб.)
Проект бюджета на 1998 год |
Проект бюджета на 1999 год |
Отклонение |
1. Пенсии военнослужащим и 3453,5 3801,6 348,1
приравненным к ним по пенсион-
ному обеспечению гражданам
(включая инвалидов вследствие
военной травмы), их семьям в
соответствии с Законом Рос-
сийской Федерации "О государс-
твенных пенсиях в Российской
Федерации"
2. Расходы на повышение пенсий 3889,4 5184,1 1294,7
участникам Великой Отечествен-
ной войны в соответствии с
Федеральным законом от
07.05.95 N 72-ФЗ
3. Расходы на выплату второй 834,5 761,6 -72,9
пенсии вдовам военнослужащих,
погибших в Великую Отечествен-
ную войну в соответствии с
Федеральным законом от
07.05.95 N 72-ФЗ
4. Социальные пенсии 4270,1 4875,9 605,8
5. Пенсионное обеспечение 2132,7 2465,5 332,8
граждан, пострадавших вследс-
твие катастрофы на Чернобыль-
ской АЭС
6. Компенсационные выплаты 68,7 118,5 49,8
неработающим трудоспособным
гражданам, осуществляющим уход
за нетрудоспособными граждана-
ми, получающими пенсии за счет
средств федерального бюджета
7. Выплата социальных пособий 108,0 122,0 14,0
на погребение и оказание га-
рантированного перечня услуг
по погребению получателям
пенсий за счет средств феде-
рального бюджета
8. Расходы на выплату пенсий 7,4 11,1 3,7
гражданам-получателям пенсий
за счет средств федерального
бюджета, выехавшим на постоян-
ное место жительства за грани-
цу
9. Расходы по доставке и пере- 302,7 311,9 9,2
сылке пенсий и пособий, финан-
сируемые Фондом на возвратной
основе
-------------------------------------------------------------------------
Итого: 15067,0 17652,2 2585,2
Расходы на выплату указанных видов пенсий определены на основе показателей, предусмотренных в проекте бюджета Фонда на 1998 год, исходя из динамики численности получателей пенсий с учетом ее прироста и индексации пенсий в 1999 году.
С применением ИКП исчислены: пенсии пенсионерам-получателям двух пенсий - инвалидам и участникам ВОВ, пенсии по старости с уменьшением возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с тем, что получателям двух пенсий: вдовам военнослужащих, погибших в ВОВ, и родителям погибших военнослужащих срочной службы, - пенсия по старости, финансируемая за счет страховых взносов, пересчитана с применением ИКП, полагающаяся им компенсационная выплата, определяемая из суммы двух пенсий, отнесена к расходам федерального бюджета (рекомендации Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации по реализации Федерального закона от 21.07.97 N 113-ФЗ - письмо Минтруда России от 01.12.97 N 5981-ЮЛ).
Расходы на выплату пенсий в соответствии с Федеральным
законом от 21.07.97 N 113-ФЗ "О порядке исчисления
и увеличения государственных пенсий"
В 1999 году из общего числа пенсионеров по старости (29,2 млн.чел.) перейдут на исчисление пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера около 14,75 млн.чел., или 50,5%, получающих пенсии за счет страховых взносов. Кроме того, пересчитываются пенсии с применением ИКП пенсионерам из числа получателей пенсий за счет средств федерального бюджета.
Основной контингент пенсионеров, перешедших на исчисление пенсий с применением ИКП, составляют получатели минимальных пенсий, имеющие максимальный стаж работы, получатели средних пенсий, имевшие невысокую зарплату, принятую для исчисления пенсии, и большой стаж работы, а также получателя 2-х пенсий - инвалиды и участники ВОВ, которым обе пенсии пересчитали с применением ИКП.
Расходы на выплату пенсий, назначаемых по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в части, определяемой включением в трудовой стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 1999 году осуществляются Фондом за счет средств страховых взносов и составляют (без учета расходов по их доставке) 12,6 млрд.руб., из них по пенсиям, исчисленным с применением ИКП, - 4,4 млрд.руб. и по пенсиям, исчисленным без применения ИКП, - 8,2 млрд. рублей.
Так, в общем стаже, учитываемом при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, "нестраховые" периоды составляют 1,85 года, а при исчислении пенсии по нормам пенсионного законодательства без применения индивидуального коэффициента пенсионера, установленного Федеральным законом от 21.07.97 N 113-ФЗ, - 5 лет.
Расходы по обслуживанию долга
В проекте бюджета на 1999 год не предусмотрены расходы на погашение задолженности Пенсионного фонда по привлеченным кредитным ресурсам. Расходы на обслуживание кредитов определены в сумме 1,0 млрд.руб. с учетом сохранения в 1999 году действующей в настоящее время ставки рефинансирования Банка России.
Кроме того, предусматривается возврат заимствованных средств Фонду социального страхования Российской Федерации в сумме 358,0 млн. рублей.
Расходы на содержание органов пенсионной системы
Система Пенсионного фонда Российской Федерации включает центральный аппарат ПФР и 86 региональных отделений. Кроме того, в 22 регионах созданы единые пенсионные службы и организованы 368 управлений и отделов, занимающихся назначением и организацией выплаты пенсий, из них в 8 регионах заключены соглашения с главами администраций о финансировании указанных служб из бюджетов регионов.
В 1999 году увеличение штатной численности не планируется.
Суммарная численность штатного персонала на конец года характеризуется следующими данными:
(человек)
Проект бюджета на 1998 год |
Проект бюджета на 1999 г. |
Прирост за 1999 год |
1. Отделения 18935 19401 -
в том числе уполномоченных 13553 13928 -
2. Пенсионная служба 16708 16242 -
3. Центральный аппарат 480 480 -
Итого 36123 36123 -
-------------------------------------------------------------------------
Кроме того:
Службы по
персонифицированному учету 5000 7500 2500
Информационный центр 180 180 -
На содержание органов ПФР (без учета службы по персонифицированному учету) в 1999 году планируется направить 2,29 млрд. рублей, или 1,0% от общих расходов бюджета Фонда. Расходы на содержание органов Фонда планируются с учетом роста в среднем в 1,28 раза в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 1999 год.
Расходы по статьям характеризуются следующими показателями:
(млн.руб.)
Проект бюджета на 1999 год |
1. Оплата труда 1061,06
2. Начисления на заработную плату 408,51
3. Текущие материальные затраты: 819,28
- хозяйственные, командировочные и прочие расходы 507,59
- приобретение оборудования и инвентаря 51,69
- капитальный ремонт зданий 260,0
-----------------------------------------------------------------------
Итого на содержание и обслуживание 2288,55
в том числе на содержание пенсионных служб в 123,52
соответствии с соглашениями
Курсовые мероприятия, подготовка и переподготовка
кадров 22,0
Текущие материальные затраты планируются в сумме 819,28 млн.руб. и рассчитаны с ростом в 1,3 раза по норме расхода на 1 работника, заложенной в проекте бюджета на 1998 год. Увеличение связано с ростом цен на хозяйственные расходы и повышением тарифов на коммунальные услуги по эксплуатации зданий, на электроэнергию, услуги связи, а также увеличением местных налогов. Расходы на приобретение оборудования и инвентаря и капитальный ремонт зданий сохранены на уровне расходов 1998 года.
На проведение курсовых мероприятий по подготовке и переподготовке кадров системы ПФР предусмотрено 22,0 млн. рублей. Ассигнования будут направлены на подготовку кадров, занимающихся организацией и проведением работ по персонифицированному учету, а также кадров, занимающихся вопросами назначения и выплаты пенсий.
Создание инфраструктуры и осуществление мероприятий
по организации персонифицированного учета для целей
государственного пенсионного страхования, поддержание
автоматизированной информационной системы Фонда
В проекте бюджета на 1999 год предусмотрены расходы на реализацию Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в общей сумме 943,4 млн. рублей.
В 1999 году численность работников службы по персонифицированному учету плательщиков страховых взносов возрастает с 5000 до 7500 единиц. Расходы на содержание служб по персонифицированному учету составят 406,6 млн. рублей.
Расходы на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования, включающие в себя средства на закупку технических средств, программного обеспечения, монтажу и наладке оборудования без расходов на содержание служб по персонифицированному учету, составят 223,3 млн. рублей.
На содержание Информационного центра по персонифицированному учету предусмотрено 19,8 млн. рублей.
В 1999 году расходы на капитальные вложения и проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров по персонифицированному учету согласно Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" составят 250,0 млн. рублей.
На эксплуатацию существующей части автоматизированной информационной системы Фонда, ее развитие и модернизацию в 1999 году планируется направить 43,7 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.