Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО12,
судей ФИО13
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к администрации МО " "адрес"" о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в выдаче свидетельств о праве на получение социальной выплаты и обязании выдачи единовременной социальной выплаты
по апелляционной жалобе истцов на решение Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия
установила:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с вышеназванным иском, в котором просили признать незаконным решение администрации МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения или создания объекта индивидуальной жилой застройки, а также обязать ответчика выдать единовременную социальную выплату ФИО2 в размере 1 346 328 и ФИО1 в размере 1 538 661 руб. на приобретение или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что в целях реализации своих законных прав и интересов на получение социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2008-2020 гг. они обратились в администрацию МО " "адрес"" с заявлением о внесении их в списки участников подпрограммы молодая семья в текущем году с последующей выдачей свидетельства либо социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Однако ответчик извещением от ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении заявления ввиду того, что возраст каждого из супругов либо одного из родителей в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи-участницы основного мероприятия в список претендентов па получении социальной выплаты в планируемом году не должна превышать 35 лет. Полагая данный отказ незаконным, поскольку на момент обращения с полным перечнем документов их семьи в полной мере соответствовали условиям данной Подпрограммы, их возраст не превышал 35 лет, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ судебной коллегией вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку дело было рассмотрено без надлежащего извещения ответчика.
В суде апелляционной инстанции истцы уточнили заявленные требования и просили признать незаконным отказ администрации МО " "адрес"" во включении ФИО1, ФИО2 и их семей в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 и обязать администрацию МО " "адрес"" включить их в список молодых семей - участников названной Подпрограммы.
В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1, также представляющий интересы истца ФИО2 по доверенности, поддержал уточненные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец пояснил, что отказ ответчика во включении их семей в состав участников Подпрограммы в связи с достижением 35-летнего возраста законодательство не содержит. При постановке на учет и включении их в списки молодых семей, нуждающихся в жилищном обустройстве, они отвечали установленным требованиям. Неполучение социальной выплаты в период действия прежней Подпрограммы по вине ответчика не является основанием для отказа им в получении социальной выплаты в рамках новой действующей программы.
Представитель ответчика администрации МО " "адрес"" ФИО7 возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, истцы не соответствуют требованиям, предъявляемым к участникам Подпрограммы.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия ФИО8 также просил отказать в удовлетворении иска.
Истец ФИО2 и представитель третьего лица администрации Сунженского муниципального района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, цели и задачи которой определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Указанная федеральная программа "Жилище" включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (Приложение N 4 к Государственной программе).
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении, наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, по основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в "адрес".
В соответствии с указанным Порядком орган местного самоуправления формирует список молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в планируемом году. Молодые семьи, в которых возраст одного из супругов превышает 35 лет (включительно), исключается из списка молодых семей - участников подпрограммы. Орган местного самоуправления принимает решение об исключении данной молодой семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы и в течении 5 рабочих дней направляет письменное уведомление о принятом решении.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к главе администрации "адрес" с заявлением о внесении их в списки участников Подпрограммы в текущем году, ссылаясь на то, что в 2005 г. они подавали заявление в Комитет по делам молодежи на участие в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы. Заявления и документы у них были приняты, и они в том же году были поставлены на учет. В 2011 г. они были включены в список молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату. Однако, по неизвестной им причине денежные средства им не выдали.
В 2015 г. им отказано в участии в данной программе в связи с ее приостановлением по халатности должностных лиц. На протяжении длительного времени им безосновательно отказывают в постановке на учет.
Из ответа администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что истцы не соответствуют возрастным требования для участия в Подпрограмме, в связи с чем не представляется возможным включение истцов в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Согласно запросу начальника отдела прокуратуры Республики Ингушетия ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ N прокуратурой республики была проведена проверка по коллективному обращению, в результате чего было установлено, что ФИО1 состоит в списке молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, за N.
Из списка молодых семей, проживающих в "адрес" на 2007 год, усматривается, что ФИО2 состоял в списке молодых семей-участников указанной подпрограммы под N.
Допрошенный в суде апелляционной инстанции по ходатайству истца ФИО1 свидетель ФИО10 показал, что ранее работал в Комитете по делам молодежной политики Республики Ингушетия, принимал пакет документов у ФИО1 на получение денежных выплат по программе "Молодая семья". Указанная программа действовала в "адрес" с 2003 года, программа была срочная, она закладывалась сроком на пять лет, ввиду чего она была вновь принята и в 2009 году. Они вели прием документов и составляли списки претендентов на выплату денег. В 2011 году эти функции были пере главам администраций районов. Указанная программа финансировалась за счет средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета. Молодым семьям оплачивалась часть суммы договора по приобретению жилого помещения, деньги переводились на банковский счет. Заявления истцов были зафиксированы в журнале, который велся с 2004 по 2006 гг.
Как установлено материалами дела и не оспаривалось сторонами в процессе судебного разбирательства, семьи истцов признаны участниками программы "Жилище" на 2002 -2010 гг, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", до достижения 35 лет.
Таким образом, на дату принятия решения о включении молодой семьи ФИО11 и ФИО2 в участие в Подпрограмме семьи истцов соответствовала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении субсидии на приобретение жилья.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг, 2011-2015 гг. фактически идентичны обозначенной программе федеральной целевой программе на 2016-2020 гг. и основаны на принципах преемственности этой программы. Она является продолжением программы прошлых лет, из чего следует, что лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы на 2002-2010 гг, если они не получили социальную выплату в соответствии с целями программы, становятся участниками программы на 2011-2015 гг, на 2016 -2020 гг.
Учитывая, что на момент первоначального включения в программу истцы и их семьи полностью соответствовали предъявляемым требованиям, были включены для участия в федеральной целевой программе на 2002-2010 гг, то оснований для исключениях их в 2018 г. в связи с достижением предельного возраста - 35 лет, не имелось.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении ФИО1, ФИО2 и их семей в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, подразумевает лишение их семей социального обеспечения и социальной защиты, а также и защиты семьи, и нарушает права членов семьи.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вышеназванное решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, а в целях восстановления нарушенных прав истцов необходимо признать право на участие в Подпрограмме и включить их семьи в список ее участников.
Допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права в силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда и принятию судебной коллегией нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Иск ФИО1 и ФИО2 к администрации МО " "адрес"" удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации МО " "адрес"" во включении ФИО1, ФИО2 и их семей в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050.
Обязать администрацию МО " "адрес"" включить ФИО1, ФИО2 и их семей в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.