Проект федерального закона
"О газоснабжении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Глава I. Общие положения
Глава II. Основы государственного регулирования
газоснабжения в Российской Федерации
Глава III. Особенности использования газовых месторождений
Глава IV. Организационные и правовые основы обеспечения
единства системы газоснабжения и государственного
контроля над ее деятельностью
Глава V. Правовые основы развития единого рынка газа
Глава VI. Основы экономических отношений
в области газоснабжения
Глава VII. Антимонопольное регулирование в газоснабжении
Глава VIII. Регулирование отношений систем
газоснабжения со смежными отраслями
Глава IX. Правовые основы промышленной
безопасности газоснабжения в Российской Федерации
Глава X. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие в процессе формирования сырьевой базы газоснабжения, добычи, транспортировки, хранения и поставок газа с целью удовлетворения потребностей страны в стратегическом виде энергетических ресурсов.
Основой данного федерального закона являются следующие положения конституции Российской Федерации, относящиеся к предметам ведения Российской Федерации:
о федеральных энергетических системах;
о правовых основах единого рынка;
об основах ценовой политики;
об энергетической безопасности Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего федерального закона принимаются следующие основные понятия:
газ - природный, нефтяной (попутный), отбензиненный сухой газы, газ из газоконденсатных залежей, добываемые и собираемые газо-нефтедобывающими организациями и вырабатываемые газо-нефтеперерабатывающими заводами;
газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, заключающаяся в деятельности организаций по обеспечению газом потребителей, включающая также деятельность по формированию сырьевой базы, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
Единая система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставки газа;
региональная система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, независимый от Единой системы газоснабжения и состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставки газа;
газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, собственник которых осуществляет развитие и эксплуатацию сетей газоснабжения на соответствующей территории и оказывает услуги по транспортировке газа непосредственно потребителям газа и другие услуги;
независимая организация - независимый производитель и поставщик газа, не входящий в Единую систему газоснабжения, в региональные системы газоснабжения и газораспределительные системы;
газотранспортная организация - организация, осуществляющая транспортировку газа, у которой магистральные газопроводы и газопроводы - отводы, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на правах собственности или на иных законных основаниях;
охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов системы газоснабжения с целью обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения этих объектов;
поставщик (энергоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, поставляющее газ потребителю по договору;
потребитель газа (абонент, субабонент энергоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Статья 3. Законодательство о газоснабжении в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о газоснабжении основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском Кодексе Российской Федерации, Федеральных законов "О недрах", "О естественных монополиях", "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Глава II. Основы государственного регулирования
газоснабжения в Российской Федерации
Статья 4. Принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации
В целях обеспечения единого подхода к регулированию отношений в области газоснабжения со стороны органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, связанных с газоснабжением, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной сфере:
государственная поддержка развития газоснабжения для улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для роста экономики страны с учетом промышленной и экологической безопасности;
государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов, имеющих стратегическое значение;
повышение уровня газификации регионов Российской Федерации на основе формирования и реализации федеральной, межрегиональных и региональных программ;
определение основ ценовой политики на газ;
создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива, а также сырья для химической промышленности страны;
обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;
обеспечение энергетической безопасности страны.
Статья 5. Системы газоснабжения в Российской Федерации
Федеральная система газоснабжения - совокупность систем газоснабжения, действующих на территории Российской Федерации: Единая система газоснабжения, газораспределительные системы, региональные системы газоснабжения и независимые организации. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
На участников федеральной системы газоснабжения, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, распространяются единые основы формирования рынка, ценовой политики, требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами.
Статья 6. Единая система газоснабжения
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, находящийся в собственности организации, образованной в организационно-правовой форме и в порядке, установленных гражданским законодательством Российской Федерации, получившей объекты указанного комплекса в собственность в порядке приватизации, создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основой газоснабжения в Российской Федерации и контролируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Региональные системы газоснабжения и газораспределительные системы
Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, технологически, организационно и экономически независимый от Единой системы газоснабжения, находящийся в собственности организации, образованной в организационно-правовой форме и в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, получившей объекты указанного комплекса в собственность в порядке приватизации, создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством. Региональная система газоснабжения является основой газоснабжения соответствующего региона; деятельность ее контролируется компетентными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) функционирует данная система.
Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, организационно независимый от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения, находящийся в собственности организации, образованной в организационно-правовой форме и в порядке, установленных гражданским законодательством Российской Федерации, получившей объекты указанного комплекса в собственность в порядке приватизации, создавшей или приобретшей их на других законных основаниях. Организация-собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную республиканскую, краевую, областную, городскую или сельскую организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие сетей газоснабжения соответствующих территорий и их инфраструктуры, а также оказывающую услуги, связанные с непосредственным газоснабжением потребителей. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и решениями органов представительной власти соответствующих территорий.
При купле-продаже акций собственников региональных систем газоснабжения и газораспределительных систем, проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственника указанных акций доля иностранных граждан или организаций не должна превышать 25 процентов минус одна акция от общего количества и номинальной стоимости размещенных акций указанных систем, включая объявленные акции.
Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области газоснабжения
К полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области газоснабжения относятся:
разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения;
разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области газоснабжения;
разработка и реализация федеральной программы в области газификации Российской Федерации;
осуществление государственного надзора и контроля за использованием стратегических запасов газа, промышленной и экологической безопасностью производственных объектов систем газоснабжения;
стандартизация, метрологическое обеспечение и сертификация в области газоснабжения.
Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет полномочия, вытекающие из его функций, установленных Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе:
устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;
утверждает:
правила поставки газа;
правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению;
федеральную программу газификации;
правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения;
порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям;
порядок использования газа в качестве топлива;
перечень потребителей, имеющих преимущественное право пользования газом в качестве топлива, в том числе организаций, которым поставка газа не подлежит ограничению или прекращению;
устанавливает;
принципы ценообразования на газ и его транспортировку по газотранспортным и газораспределительным сетям;
порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению по заниженным ценам в соответствии с льготами, предоставленными законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области газоснабжения
В совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области газоснабжения находятся:
разработка и реализация межрегиональных программ в области газификации;
лицензирование видов деятельности организаций по освоению газовых месторождений и газоснабжению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
контроль за эффективным использованием газа;
надзор и контроль за безопасностью поставок и использования газа;
организация газоснабжения потребителей в условиях чрезвычайных ситуаций.
Глава III. Особенности использования газовых месторождений
Статья 10. Основания и порядок отнесения газовых месторождений к объектам федерального значения
К объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения месторождения газа к объектам федерального значения, а также предложение о его отнесении к таким объектам в соответствии с Федеральным законом "О недрах" вносится на рассмотрение Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным координировать вопросы недропользования, деятельность топливно-энергетического комплекса страны.
Отнесение газовых месторождений к объектам федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено месторождение газа.
Статья 11. Формирование федерального фонда резервных месторождений газа
В целях обеспечения энергетической безопасности страны часть месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых в установленном порядке отнесена на последующий период, решением Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного координировать деятельность топливно-энергетического комплекса страны, может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений газа. Федеральный фонд резервных месторождений газа формируется из числа открытых и разведанных месторождений, лицензии на добычу полезных ископаемых, по которым не выданы.
При включении в указанный фонд месторождений газа, поиск и разведка которых проведены за счет негосударственных средств, организация, за счет средств которой осуществлены поиск и разведка такого месторождения, получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине одной четверти ставки рефинансирования Центрального банка России на день принятия Правительством Российской Федерации решения о включении в указанный фонд месторождения газа.
Решение о вводе в эксплуатацию месторождений газа из федерального фонда резервных месторождений газа принимает Правительство Российской Федерации.
Статья 12. Порядок ввода в эксплуатацию месторождений газа федерального значения
В целях обеспечения стабильного газоснабжения потребителей Правительство Российской Федерации может принять решение о передаче месторождения газа федерального значения в эксплуатацию без проведения конкурса организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организациям-собственникам Единой системы газоснабжения, региональной системы газоснабжения или о проведении конкурса на передачу указанного месторождения в эксплуатацию.
Организации, получившей месторождение газа федерального значения в эксплуатацию, предоставляется лицензия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Порядок отнесения месторождений газа федерального значения к федеральной собственности
Месторождения газа, являющиеся объектами федерального значения, могут быть отнесены к федеральной собственности Правительством Российской Федерации. Отношения, связанные с использованием месторождений газа, отнесенных к федеральной собственности, регулируются Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Организационные и правовые основы обеспечения
единства системы газоснабжения и государственного
контроля над ее деятельностью
Статья 14. Основы функционирования и развития Единой системы газоснабжения
В целях надежного обеспечения газом потребителей Российской Федерации и выполнения международных обязательств и контрактов по поставкам газа организация-собственник Единой системы газоснабжения:
обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения;
обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подключения;
осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения:
обеспечивает использование энергетически эффективных и экологически чистых технологий и энергосберегающей техники;
осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение уровня промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы газоснабжения, охраны окружающей природной среды;
осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и аварий на объектах Единой системы газоснабжения.
В процессе функционирования Единой системы газоснабжения, с целью повышения ее эффективности организация-собственник Единой системы газоснабжения может осуществлять меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения, не нарушая при этом ее надежность в отношении газоснабжения потребителей.
Статья 15. Неделимость Единой системы газоснабжения
Для обеспечения надежного и бесперебойного газоснабжения потребителей, безопасного и устойчивого функционирования объектов газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставки газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией-собственником Единой системы газоснабжения. Собственник подсоединенного объекта не может вывести его из эксплуатации без согласования с организацией-собственником Единой системы газоснабжения.
Статья 16. Особенности реорганизации и ликвидации организации-собственника Единой системы газоснабжения в лице РАО "Газпром"
Реорганизация (разделение или слияние), а также ликвидация организации-собственника Единой системы газоснабжения в лице РАО "Газпром" может быть осуществлена исключительно на основании Федерального закона.
Законодательную инициативу о реорганизации или ликвидации РАО "Газпром" разрабатывает и вносит в Государственную Думу Правительство Российской Федерации.
Статья 17. Особенности обращения акций организации-собственника Единой системы газоснабжения РАО "Газпром"
1. В исключительной федеральной собственности закрепляются 35 процентов голосующих акций РАО "Газпром".
2. При повторных эмиссиях акций РАО "Газпром" доля, выкупаемая государством равняется 35 процентам и оплачивается по номиналу за счет получаемых дивидендов.
3. Раскрепление 35 процентного пакета акций (продажа его части) производится только в порядке принятия Федерального закона и по следующим основаниям:
а) обеспечение обязательств и условий при формировании финансово-промышленных групп, развиваемых в рамках экономической интеграции стран СНГ.
б) для решения чрезвычайных бюджетных обязательств.
При этом не допускается раскрепление и продажа в течении одного бюджетного года более 2% акций, закрепленных в федеральной собственности.
4. Пакет акций РАО "Газпром", закрепленных в федеральной собственности, передается в доверительное управление компании по доверительному управлению, в форме некоммерческой организации, учредителем которой является Правительство Российской Федерации.
5. Обязательными условиями договора о доверительном управлении акциями РАО "Газпром", закрепленными в федеральной собственности является недопущение разукрупнения пакета акций, его продажа, залог, внесение в качестве доли в уставной капитал и другие сделки, могущие привести к изменению собственности на данный пакет или его часть иначе как в порядке, установленном п.3 настоящей статьи.
6. Доверительный управляющий по должности входит в состав Совета директоров РАО "Газпром", в наблюдательный Совет и в ревизионную комиссию.
7. Дивиденды по закрепленным в федеральной собственности акциям РАО "Газпром", за вычетом издержек, связанных с деятельностью доверительного управляющего (установленного п.4 настоящей статьи) направляются в доходную часть бюджета и отражаются отдельной классификационной позицией. Не менее 1/3 этих поступлений адресуется в Бюджет развития расходной части федерального бюджета.
8. Депозитарием пакета акций РАО "Газпром", закрепленных в федеральной собственности, является Сберегательный банк России.
Резидентным собственникам акций РАО "Газпром" запрещается их хранение в кредитных организациях за пределами России.
9. Доля акций РАО "Газпром", собственником которых являются иностранные физические и юридические лица в сумме не должна превышать 20% от общего количества и номинальной стоимости размещенных или объявленных к выпуску акций.
Глава V. Правовые основы развития единого рынка газа
Статья 18. Основы создания и развития единого рынка газа
Основами создания и развития единого рынка газа являются:
формирование круга потребителей газа в социальной и производственной сферах на территории Российской Федерации с целью развития газификации регионов страны;
создание экономически взаимовыгодных отношений между потребителями и поставщиками рынка газа;
создание условий надежного обеспечения газом различных категорий потребителей;
проведение государственной политики ценообразования, направленной на развитие единого рынка газа.
Статья 19. Правовые основы развития газификации
Развитие газификации регионов Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ. Порядок разработки и реализации программ газификации отдельных регионов Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации. Финансирование программ газификации регионов может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Для финансирования программ газификации отдельных регионов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.
Статья 20. Правовые основы поставки газа
Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и потребителем независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставки газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего закона.
Преимущественное право на заключение договоров на поставку газа имеют его покупатели для государственных нужд, для коммунально-бытовых и социальных нужд населения, а также на пролонгацию договоров для потребителей, заключивших договоры на поставку газа ранее.
Для организаций, деятельность которых финансируется из федерального бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставку газа в соответствии с правилами поставки продукции для федеральных государственных нужд.
Статья 21. Качество поставляемого газа
Газ может быть поставлен потребителю только при его соответствии государственным стандартам и при наличии сертификата на соответствие требованиям стандарта.
Глава VI. Основы экономических отношений
в области газоснабжения
Статья 22. Принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения
Государственная ценовая политика в области газоснабжения осуществляется на основе следующих принципов:
создание благоприятных условий для поиска, разведки и освоения газовых месторождений, для добычи, транспортировки, хранения и поставки газа, обеспечения самофинансирования систем газоснабжения;
предоставление налоговых льгот организациям, осваивающим месторождения и осуществляющим транспортировку газа в отдаленных, труднодоступных районах и районах с особо сложными условиями добычи, а также организациям, финансирующим и осуществляющим газификацию городов и населенных пунктов;
расширение сфер применения рыночных цен в области газоснабжения с учетом стоимости, качества и потребительских свойств альтернативных видов энергоресурсов в целях формирования конкурентных рынков энергоресурсов;
контроль за соблюдением государственных регулируемых цен и тарифов в области газоснабжения;
удовлетворение платежеспособного спроса на газ;
стимулирование использования газа в качестве моторного топлива на транспорте с целью уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую природную среду и повышения экономической эффективности использования топливных ресурсов;
обеспечение конкурентоспособности отечественного газа на мировом энергетическом рынке;
возмещение из соответствующих бюджетов организации - собственнику системы газоснабжения фактических потерь в случаях замораживания цен на газ и (или) образовавшейся задолженности по оплате газа не отключаемыми потребителями.
Статья 23. Регулирование цен (тарифов) на газ
Государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на то Правительством Российской Федерации.
По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Организация - собственник системы газоснабжения, при расчетах между организациями, входящими в состав данной системы газоснабжения, применяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.
Статья 24. Основы установления акциза на газ
Предельная ставка акциза на природный газ устанавливается Федеральным законом "Об акцизах". Правительство Российской Федерации может снижать ставку акциза на газ с учетом условий производства и конъюнктуры рынка газа, а также на газ, поставляемый в рамках стратегически важных для Российской Федерации проектов.
Акцизы не устанавливаются на реализуемый нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, все виды газа, заканчиваемого в пласт для поддержания пластового давления, на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и использования других методов повышения нефтеотдачи, газ из газоконденсатных месторождений (залежей), на газ для реализации населению, а также на газ, используемый газодобывающими, газотранспортными организациями на собственные производственные нужды, и на газ, заканчиваемый в подземные хранилища.
Статья 25. Регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций
Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный осуществлять ценовое (тарифное) регулирование продукции (услуг) естественных монополий, утверждает тарифы на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы дифференцируются по согласованию с органами исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации с учетом экономических и социальных условий газоснабжения конкретного региона.
Статья 26. Льготы для малоимущих слоев населения
В целях экономической поддержки малоимущих слоев населения Правительство Российской Федерации устанавливает принципы и порядок компенсации, а также механизм возмещения затрат, понесенных этой частью населения на приобретение газа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Гарантии оплаты газа и услуг по его транспортировке
На основе заключенных договоров по поставкам газа и услугам по его транспортировке потребители обязаны оплатить его поставку и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договора поставщики вправе уменьшить или прекратить поставку газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предупредив потребителя об этом в установленный договором срок.
При несоблюдении условий договора потребителями, деятельность которых финансируется из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации и поставка газа которым не подлежит ограничению или прекращению, ответственность по оплате поставленного газа и оказанных услуг газоснабжения возлагается на соответствующий орган исполнительной власти, через который осуществляется бюджетное финансирование данной организации.
Оплата за газ, поставленный по государственным контрактам в соответствии с правилами поставки продукции для федеральных государственных нужд, производится государственным заказчиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Поставки газа на экспорт, в том числе в страны Содружества Независимых государств по контрактам, соглашениям, договорам, заключенным Правительством Российской Федерации или от его имени, осуществляются в соответствии с правилами поставки продукции для федеральных государственных нужд.
Глава VII. Антимонопольное регулирование в газоснабжении
Статья 28. Антимонопольные правила для систем газоснабжения
Организациям федеральной системы газоснабжения или уполномоченным ими организациям запрещаются действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие, как:
навязывание потребителю условий договора, не относящихся к предмету договора;
включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;
создание препятствий доступу на рынок независимым организациям;
сокращение объемов добычи и поставок природного газа с целью поддержания монопольно высоких цен.
Статья 29. Доступ организаций к газотранспортной и газораспределительным системам
Собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить не дискриминационный доступ любым организациям на территории Российской Федерации к свободным, принадлежащим им газотранспортным и газораспределительным мощностям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Предназначенный для транспортировки газ указанных организаций должен иметь характеристики, соответствующие государственным стандартам, и наличие сертификата на соответствие требованиям стандарта.
Глава VIII. Регулирование отношений систем
газоснабжения со смежными отраслями
Статья 30. Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов газоснабжения
Участки земли для строительства, эксплуатации и ремонта объектов системы газоснабжения передаются организации - собственнику системы газоснабжения в постоянное или временное пользование в порядке, определяемом земельным законодательством Российской Федерации.
В постоянное пользование организации - собственнику системы газоснабжения передаются участки земли под сооружение технологических объектов по добыче и хранению газа, с переводом их в категории земель промышленности, энергетики и недропользования, а также объектов магистрального газопровода с переводом их в категорию земель транспорта.
Во временное пользование организации - собственнику системы газоснабжения передаются участки земли для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы газоснабжения, обеспечению их безопасности. Предоставление участков земли из категории земель промышленности, энергетики, транспорта и недропользования осуществляется безвозмездно, решением органа власти, к полномочиям которого этот вопрос отнесен земельным законодательством Российской Федерации. Предоставление участков земли, принадлежащих другим собственникам, осуществляется с согласия собственника земельного участка на основании договора, заключаемого между указанным собственником или уполномоченным им лицом и организацией - собственником системы газоснабжения. Организация - собственник системы газоснабжения или уполномоченная им эксплуатирующая организация после проведения работ на участке земли, переданном ему во временное пользование, обязаны:
рекультивировать участки земли и сдать их владельцам, землепользователям или арендаторам по акту в установленном порядке;
возместить в согласованных размерах землевладельцам, землепользователям или арендаторам понесенные ими убытки.
Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:
содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;
проводить работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за их пределами в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации.
При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация - собственник этой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеют право беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы, с последующим полным возмещением нанесенного ущерба собственнику участка земли, по которому осуществлялась доставка указанных сил и средств.
На участках земли, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования находящихся в этих зонах земель. Границы охранных зон газотранспортных магистралей и газораспределительных сетей системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил (СНиП), правил охраны магистральных трубопроводов, другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Владельцы указанных земель, осуществляя их хозяйственное использование, не могут строить какие бы то ни было сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объекта системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной им организации; указанные владельцы не могут чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной им организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации возникших на них аварий, катастроф.
Статья 31. Правовые основы взаимодействия систем газоснабжения и систем электроснабжения
В целях надежного обеспечения потребителей газом, электрической и тепловой энергией от электростанций, работающих на газовом топливе, производится скоординированное взаимодействие систем газоснабжения и электроэнергетики, в том числе осуществляются:
согласованная разработка организациями-собственниками указанных систем балансов потребления газа и электроэнергии в объемах, необходимых для эффективного функционирования указанных систем;
заключение долгосрочных договоров между организацией-собственником системы газоснабжения и организацией-собственником системы электроэнергетики на гарантированную поставку электроэнергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электроэнергетики с указанием особых условий поставки и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.
Глава IX. Правовые основы промышленной
безопасности газоснабжения в Российской Федерации
Статья 32. Правовое регулирование промышленной безопасности в газоснабжении
Правовое регулирование промышленной безопасности в организациях по добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа в Российской Федерации осуществляется Федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об охране окружающей природной среды", "Об экологической экспертизе", настоящим и другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Порядок разработки и утверждения нормативных актов в области промышленной безопасности объектов систем газоснабжения устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности.
Статья 33. Прогноз аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения
Каждый технологический объект системы газоснабжения, отнесенный в установленном порядке к категории опасных, а также проекты нормативных правовых актов, технических проектов и программ, определяющих или затрагивающих вопросы безопасности систем газоснабжения и отдельных их объектов подлежат государственной экологической экспертизе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На каждом объекте систем газоснабжения осуществляется систематический прогноз вероятности возникновения возможных аварий и катастроф.
Требования, нормы, правила и методику выполнения прогноза вероятности возникновения возможных аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения утверждает орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности.
Статья 34. Особенности обеспечения безопасности объектов систем газоснабжения
Организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных действующим законодательством по вопросам промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения реализацию комплекса специальных мер по безопасному функционированию этих объектов, локализации и минимизации последствий возможных аварийных ситуаций.
Юридические и физические лица, виновные в авариях на объектах систем газоснабжения, в том числе вызванных скрытыми дефектами в поставленных материалах, оборудовании и строительно-монтажных работах, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления, должностные и иные лица, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, возведении зданий и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения, либо в их умышленном блокировании или повреждении, в иных незаконных действиях, нарушающих бесперебойную и безопасную работу этих объектов, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Здания и сооружения, построенные ближе установленных нормами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Вмешательство в работу объектов систем газоснабжения неуполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается.
Материальный ущерб, нанесенный организации - собственнику системы газоснабжения в результате умышленного ее блокирования или повреждения, либо иных незаконных действий, нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов системы газоснабжения, возмещается виновными лицами в установленном порядке, а также соответствующими органами государственной власти в случаях, если этими органами не были приняты необходимые меры для предупреждения возникшего материального ущерба.
Материальный ущерб, нанесенный организации - собственнику системы газоснабжения в результате стихийных и других непредсказуемых явлений, возмещается за счет средств обязательного страхования.
Статья 35. Обеспечение готовности опасных объектов систем газоснабжения к локализации и ликвидации возможных аварий, катастроф
Юридическое лицо - владелец опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации возможных аварий, катастроф, к ликвидации их последствий, ограничению масштабов их распространения, минимизации неблагоприятных последствий и реализует специальные меры, в том числе:
создает специальную службу или привлекает на договорной основе специализированную организацию, подготовленную к немедленным действиям по локализации возможных аварий, катастроф, ликвидации их последствий;
осуществляет разработку плана локализации возможных аварий, катастроф, ликвидации их последствий;
создает инженерные системы контроля, наблюдения и действий при возникновении возможных аварий, системы оповещения, связи и защиты, запасы материальных, технических и иных ресурсов;
осуществляет подготовку персонала объекта к действиям по локализации возможных аварий, ликвидации их последствий.
Перечень и содержание мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта к локализации возможных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатываются организацией-собственником системы газоснабжения, согласуются с региональной организацией органа федеральной исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Статья 36. Учетно-отчетное время на объектах системы газоснабжения
На объектах систем газоснабжения независимо от их местонахождения решением Правительства Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время, которым для всех организаций, участвующих в добыче, транспортировке и поставке газа определяется начало учетных суток, учетного месяца, учетного года.
Глава X. Заключительные положения
Статья 37. О введении настоящего Федерального закона в действие
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поручить Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.