Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Свистун Т.К.
судей Латыповой З.Г. Куловой Г.Р,
при секретаре Рахимове Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан к индивидуальному предпринимателю Степанян А. О. и Степанян А. О. об обязании арендатора лесного участка демонтировать незаконно возведенные линейные объекты и ограждения, по апелляционной жалобе представителя Степанян А.О. - Вагина И.В. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Латыповой З.Г, судебная коллегия
установила:
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) Степанян А.О. о возложении обязанности демонтировать линейные объекты и ограждение.
В обоснование исковых требований указано, что ИП Степанян А.О. по договору аренды N 21 от дата передан для осуществления рекреационной деятельности лесной участок, расположенный в квартале 11 выдел 13 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества. дата в ходе проверки выявлен факт нарушения ответчиком условий договора аренды и проекта освоения лесов, поскольку установлены линейные объекты (линии электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов и ограждение (забор) из профнастила высотой около 2 м по границе предоставленного ему земельного участка. Требования об устранении выявленных нарушений ответчиком не исполнены. Постановлениями мирового судьи судебного участка N... по адрес и адрес Республики Башкортостан от дата и дата Степанян А.О. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Истец просил обязать ответчика на арендованном им по договору аренды лесного участка N... от дата лесном участке в квартале 11 выделе 13 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества демонтировать ограждение (забор) из профнастила) по границе с 30 выделом (по таксационному описанию дорога) и на границе с выделом 30 квартале 11 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества демонтировать незаконно установленные линейные объекты (линии электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов, установить срок исполнения решения в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата объединены в одно производство гражданские дела по искам Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан к ИП Степанян А.О.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата исковые требования Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан удовлетворены, на Степанян А.О. возложена обязанность на арендованном по договору аренды N 21 от дата лесном участке в квартале 11 выдел 13 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества демонтировать ограждение (забор) из профнастила по границе с 30 выделом (по таксационному описанию дорога) и на границе с выделом 30 квартале 11 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества демонтировать незаконно установленные линейные объекты (линии электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов, местоположение которых имеют следующие координаты N... Решение суда подлежит исполнению в течение месяца со дня вступления его в законную силу. Также с Степанян А.О. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.".
В апелляционной жалобе представитель Степанян А.О. - Вагин И.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность. Указывает что выводы суда являются ошибочными, поскольку возведенные ответчиком спорные объекты не нарушали ни условия Договора аренды N... от дата, ни Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на данном участке, а также не нарушают права и интересы третьих лиц, порядок использования, охраны и защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, и спорные объекты были возведены для целей разрешенного вида использования предоставленного лесного участка.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия неявившихся лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Степанян О.А, представителя Степанян А.О. - Морозова Д.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Куватову В.И, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует в части возложения обязанности демонтажа незаконно установленных линейных объектов (линии) электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов.
Из материалов дела следует, что дата между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и индивидуальным предпринимателем Степанян А.О. заключен договор аренды лесного участка N 21, согласно которому лесной участок с условным номером 21 площадью 0.3 га в квартале 11 выдел 13 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества передан в аренду ответчику на срок до дата в целях осуществления рекреационной деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец ссылается на то, что в нарушение условий договора аренды и проекта освоения лесов ответчиком на данном арендованном земельном участке установлены ограждение (забор) из профнастила высотой около 2 м по границе с 30 выделом (по таксационному описанию дорога) вышеуказанного квартала, а также линейные объекты (линии электропередачи) по границе земельного участка в количестве 5 железобетонных столбов, что подтверждается актом осмотра земельного участка лесного фонда от дата.
Письменные требования о демонтировании указанных объектов ответчиком оставлены без удовлетворения.
Постановлениями мирового судьи судебного участка N... по адрес и адрес Республики Башкортостан от дата и дата ответчик привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Согласно выписке из ЕГРИП от дата ИП Степанян А.О. прекратил свою деятельность с дата.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, суд первой инстанции пришел к выводу, что Степанян А.О. нарушены условия договора аренды, проекта освоения и требования лесного законодательства Российской Федерации.
Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в части возложения на ответчика обязанности демонтажа незаконно установленных линейных объектов (линии) электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов по следующим основаниям.
Статья 10 Лесного кодекса РФ подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса РФ, именно с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций осуществляется их освоение, а также их использование, являющееся частью освоения лесов.
Названным Кодексом предусмотрены различные виды использования лесов, в их числе и такой вид, как использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. Кодекс определяет рекреационную деятельность, как организацию отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 25, часть 1 статьи 41).
В соответствии с частью 5 статьи 41 Лесного кодекса РФ правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от дата N... утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Пунктами 6, 7 названных Правил установлено, что леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вред окружающей среде и здоровью человека.
Согласно пункту 9 указанных Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, в частности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ и осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
С учетом особенностей правового режима к защитным лесам отнесены леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, которые, в свою очередь, включают, лесопарковые зоны.
Статьей 102 Лесного кодекса РФ установлено, что лесопарковые зоны являются самостоятельным видом лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, изымаются из хозяйственного использования и имеют ограниченный режим природопользования.
Федеральным законом от дата N 32-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от дата N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", который дополнен статьей 8.1, предусматривающей, что лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса РФ, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса РФ.
Для осуществления рекреационной деятельности на землях лесного фонда законодатель допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Из содержания норм, регулирующих правовой режим защитных лесов, следует, что в лесопарковых зонах, относящихся к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, также не допускается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. Запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов в зеленых зонах лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (пункт 5 части 3, пункт 3 части 5, пункт 5.1 статьи 105 Лесного кодекса РФ).
Вместе с тем законодатель в указанных нормах не конкретизировал перечень этих объектов и то, в каких лесах с учетом их целевого назначения они могут быть созданы, возложив обязанность по утверждению Перечня на Правительство Российской Федерации (пункт 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ).
Правительство Российской Федерации, реализуя предписания федерального законодателя, конкретизировало положения Лесного кодекса РФ, сформировав перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, который не содержит правоположений, ограничивающих виды разрешенной деятельности в защитных лесах.
Согласно характеристике лесного участка и его насаждений, которая является приложением N... к договору аренды земельного участка, заключенного со Степаняном А.О, данный лесной участок по целевому назначению лесов отнесен к лесопарковой части зеленой зоны, преобладающей породой деревьев на этом лесном участке значится липа (том 1, л.д. 17).
Распоряжением Правительства РФ от дата N... -р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Пунктом 6 названного Перечня объектов (в ред. распоряжения Правительства РФ от дата 2191-р) предусмотрена возможность возведения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов, а именно:
а) в лесопарковых зонах и городских лесах: площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников; форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны); элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина);
б) в зеленых зонах (помимо объектов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта): линия связи; линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения; постройка временная, используемая в рекреационных целях; трубопровод подземный.
Между тем прежней редакцией подпункта "б" пункта 6 указанного Перечня объектов, действовавшего в период возведения ответчиком спорных объектов, такие объекты, как линия связи, линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения; постройка временная, используемая в рекреационных целях; трубопровод подземный, могли возводиться в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением лесопарковых зон.
Таким образом, до принятия распоряжения Правительства РФ от дата 2191-р возведение линии электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжения в лесопарковых зонах не разрешалось
Последующее правовое разрешение возведение указанных объектов в лесопарковой части зеленой зоны в то же время предполагает соблюдение специальных правил возведения таких объектов, которые урегулированы законодательно.
Как следует из материалов дела, пунктом 5 договора аренды лесного участка и приложением N... к договору аренды на арендуемом ответчиком земельном участке возможно строительство, реконструкция, эксплуатация линии электропередачи.
Вместе с тем проектом освоения лесов от 2013 года, составленным АНО "Институт рационального природопользования" с изменениями от 2015 года, который имеет положительное заключение государственной экспертизы и утвержден приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от дата N... -ОД, строительство линий электропередач и забора на арендованном земельном участке не предусмотрено (том 1, л.д. 37-44).
Как усматривается из материалов дела, из пояснений сторон в заседании апелляционной инстанции, информации Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от дата, изменения в проект освоения лесов на данном лесном участке, позволяющими возводить линейные объекты (линии электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов не вносились, при этом ответчик Степанян А.О. и не представил в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан проект внесения указанных изменений.
Понятие линейных объектов, о сносе которых заявил истец, приведено в Правилах использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от дата N.., согласно которым под таковыми понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В экспертном заключении ООО "КапиталЪ" за N... /ДСЭ/ от 09- дата, на которое ссылался ответчик, описание спорных железобетонных столбов отсутствует.
Актом осмотра арендованного ответчиком земельного участка лесного фонда от дата, упомянутым выше, выявлено, что за забором в 1 м в направлении дороги выдела лесничества вкопаны в землю (глубина не известна) электрические столбы 5 штук, имеющие размеры 16 х 25 см и высоту около 6 м. Железобетонные столбы установлены в один ряд друг за другом, между ними натянут электрический кабель (СИП), который от каждого столба используется для подачи электроэнергии и отходит в огороженный лесной участок к домикам. На первых двух столбах (расстояние между ними 3 м), установленных в форме буквы "Л", находится силовая электрическая установка (темного цвета), а также электрический шкаф (серого цвета). Далее на расстоянии 11 м от второго столба установлен, врыт в землю третий столб, затем на расстоянии 22 м - четвертый столб и на расстоянии 30 м - пятый столб. Огороженная арендованная территория в 1 м от столбов покрыта высокими деревьями породы липа, дуб, вязь (том 1, л.д. 46).
Так, Министерством энергетики РФ утвержден ряд Правил устройства электроустановок, к каковым относятся электроопоры, в зависимости от мощности напряжения электроэнергии, типа проводов для передачи электроэнергии и варианта их крепления. Каждыми из Правил (мощность напряжения электроэнергии до 1 кВТ, до 750 кВТ и т.д.) предусмотрен вариант согласования установления, в том числе электроопор, порядок их возведения, необходимые условия безопасности.
Постановлением Правительства РФ от дата за N... утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, которыми предусмотрено, что воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий (пункт 2). Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации (пункт 5).
Пунктами 5 и 8 Правил о порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N.., предусмотрено, что для всех объектов электросетевого хозяйства устанавливаются охранные зоны исходя из требований к границам установления охранных зон. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата N.., установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечивается рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
К тому же линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости (статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обращаясь с иском к Степанян А.О. об обязании демонтировать линейные объекты, не представил документы, подтверждающие установку и принадлежность спорных объектов ответчику, не представил документы, подтверждающие возведение линейных объектов с соблюдением действующего законодательства, в том числе с соблюдением правил технологического присоединения.
При этом, истцом в исковом заявлении не обозначены какие именно объекты просят демонтировать, - железобетонные столбы, линейный объект, линии электропередач, электроустановка.
Как пояснил в заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Степанян А.О. от трансформаторной подстанции, расположенной также на границе спорного участка питаются электричеством не только строения, принадлежащие ответчику, но и другие объекты, расположенные в указанном лесничестве.
Судом апелляционной инстанции было предложено лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, поскольку в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела в связи с чем судебная коллегия находит возможным принять новые доказательства, представленные ответчиком: заверенные копии Технических Условий, Договора от дата, копию кадастрового паспорта в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ.
Как следует из Технических Условий для присоединения к электрическим сетям и Договора N... от дата Сетевая организация - Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" в лице Производственного отделения " Ишимбайские электрические сети" принял на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В соответствии с Техническими Условиями от дата основным источником питания является ПС 35/6кВ "Шахтау", балансовой принадлежностью ЗАО "Сырьевая компания", в количестве 65 кВт по данным контрольных замеров от ш ин 6 кВ ПС 35/кВ "Шахтау" по ВЛ-6 кВ ф N... " Шахтау - Алатаны".
Сетевая организация осуществляет выполнение проекта внешнего электроснабжения, которым предусмотрено замена существующих траверс ТМ-3 на опорах N... и N... ВЛ-6кВ Ф-5 " Шахтау-Алатаны", монтаж столбового ТП-10/0 4кВ 9 на анкерной опоре) с разъединителем ТП с трансформатором номинальной мощностью не менее 100 кВА, применив стойки Свб 110 в количестве 2 шт, проектирование и строительство линии 10 кВ от опоры N... ВЛ-6 кВ Ф-5 "Шахтау-Алатаны" до проектируемого столбового ТП-10/0,4 кВ, монтаж СИПЗ, 1.50 протяженностью 10 метров, проектирование и строительство линии 0,4 кВ ( подводки) от РУ-0,4 кВ проектируемого столбового ТП-10/0,4 кВ до ВРУ-0,4 кВ объекта заявителя, для чего необходимо выполнение установки 1 промежуточной опоры, применив стойку Свб-110, монтаж СИП 3х50+1х54,6 протяженностью 50 метров. В осмотре ( обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств проводят представители ПО "ИЭС" ООО "Башкирэнерго" с выдачей акта осмотра ( обследования) электроустановки.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), п. 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 861 (далее - Правила N 861), технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Как правило, построенные и реконструированные объекты электросетевого хозяйства не передаются заказчику; силами сетевой организации создаются условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика с согласованной категорией надежности к электрической сети сетевой организации и для последующей передачи заказчику электрической энергии с определенными физическими характеристиками. В свою очередь, заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика (п. 1 ст. 26 Закона N 35-ФЗ и пп. 16, 17 Правил N 861).
Из анализа вышеуказанных документов усматривается, что линейные объекты (пять железобетонных столбов, а также трансформаторная подстанция) находятся на балансе ПО "Ишимбайские электрические сети" ООО "Башкирэнерго".
Ответчик Степанян А.О. не является владельцем линии электропередач и трансформаторной подстанции, а только устанавливает энергопринимающие устройства и осуществляет технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.
Таким образом, указанные линейные объекты ( линии электропередач), установлены, подключены, проектированы не ответчиком Степанян А.О, который в данном случае является только заявителем, а сетевой организацией ООО "Башкирэнерго" Производственное отделение "Ишимбайские электрические сети" в связи с чем судебная коллегия полагает, что заявленные исковые требования о возложении обязанности на ответчика Степаняна А.О. демонтировать незаконно установленные линейные объекты (линии электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов нельзя признать законными и обоснованными.
Следовательно, решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Разрешая требования о сносе ограждения (забора) суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчиком в нарушение условий договора, проекта освоения лесов на арендованном им лесном участке в квартале 11 выделе 13 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества установлены ограждение (забор из профнастила) по границе с 30 выделом (по таксационному описанию дорога).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с частью 8 статьи 11 Лесного кодекса РФ предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
Так, пребывание граждан может быть запрещено или ограничено, согласно части 4 статьи 11 Лесного кодекса РФ, в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
Согласно пунктам 1, 2 части 5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации доступ граждан в леса может быть ограничен только в целях пожарной, санитарной безопасности граждан при выполнении работ.
В остальных случаях ограничение доступа граждан в леса является незаконным действием. Таким образом, арендаторы не вправе ограничивать доступ граждан в леса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 105 Лесного кодекса РФ в целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.
Между тем, как указано выше, проектом освоения лесного участка возведение ограждения (забора) на арендованном участке не предусмотрено.
Арендованный лесной участок находится на территории лесничества в лесах, отнесенных к лесопарковой части зеленой зоны, при этом рекреационная деятельность включает в себя комплекс мероприятий по благоустройству мест массового отдыха, организации туристических маршрутов, созданию благоприятных условий обитания животных и т.д.
Кроме того, частью 1 статьи 11 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Как следует из информации предоставленной Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан от дата за N.., от дата за N... на основании ст.ст. 88,89 Лесного кодекса РФ арендатором лесного участка Степанян А.О. разработан и предоставлен проект освоения лесов на лесной участок в соответствии с новым хозяйственным регламентом Макаровского лесничества, утвержденный приказом Минлесхоза РБ N... -ОД от дата со сроком действия 2019-2028 адрес освоения лесов прошедший государственную экспертизу утвержден приказом Минлесхоза РБ " Об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов от дата N... -ОД, в котором запроектировано размещение элемента благоустройства " живая изгородь"... Согласно ч.2 ст. 888, ч.5 Лесного кодекса РФ, п. 33 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза N... от дата допускается внесение изменений в проект освоения лесов в случае изменения лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды (изменения адресной характеристики).
Степанян А.О. подано заявление на проведение государственной экспертизы внесения изменений в проект освоения лесов от дата N... Комиссией Минлесхоза РБ по рассмотрению государственной экспертизы проекта освоения лесов от дата принято решение, что в связи с изменениями в Разделах 3,4 и специальной части Раздел 7 " Организация использования лесов" в части касаемых объектов лесной и не лесной инфраструктуры (проектирование новых объектов), представленный проект освоения лесов не соответствует требованиям п. 33 состава проекта освоения лесов.
Таким образом, изменения в проект освоения лесов, позволяющие возводить ограждение в виде забора не внесены.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно установлено, что исковые требования в части обязания Степаняна А. О. на арендованном по договору аренды лесного участка N... от дата лесном участке в квартале 11 выделе 13 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества демонтировать ограждение (забор) из профнастила) по границе с 30 выделом (по таксационному описанию дорога) подлежат удовлетворению.
Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата подлежит отмене в части обязания Степанян А. О. на границе с выделом 30 квартала 11 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества демонтировать установленные линейные объекты ( линии электропередач) в количестве 5 железобетонных столбов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части, решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года отменить в части обязания Степанян А. О. на границе с выделом 30 квартала 11 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества демонтировать установленные линейные объекты ( линии электропередач) в количестве 5 железобетонных столбов.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства об обязании Степанян в части обязания демонтажа незаконно установленных линейных объектов (линии) электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов отказать
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: п.п. Т.К.Свистун
Судьи: п.п. З.Г.Латыпова
п.п. Г.Р.Кулова
Справка: судья Шагизиганова Х.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.