Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей Мугиновой Р.Х, Якуповой Н.Н.
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Купцовой Е.В. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 мая 2019 г. по административному исковому заявлению Купцовой Е.В. к администрации ГО г. Салават Республики Башкортостан о признании незаконным постановления N 3385-п от 13 декабря 2018 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании признать нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад Якуповой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Купцова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан о признании незаконным постановления N 3385-п от 13 декабря 2018 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании признать нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование требований указано на то, что постановлением Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 13 декабря 2018 г. Купцовой Е.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Основанием для принятия административным ответчиком такого решения послужило предоставление Купцовой Е.В. и АВА земельного участка бесплатно и однократно в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства. Истец считает данное постановление незаконным, поскольку получение в собственность земельного участка улучшение жилищных условий их семьи не повлекло. Истец указывает, что она является матерью ребенка-инвалида АВА с 15 апреля 2005 г. имеет временную, постоянно возобновляемую регистрацию по месту жительства в г адрес в связи с тем, что Купцова Е.В. не обеспечена жилым помещением, а указанная квартира относится к категории квартир маневренного фонда. Ее семья распоряжением Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан с 2003 г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, Администрацией городского округа г. Салават в 2015 г. Купцова Е.В. была поставлена на учет на однократное бесплатное предоставление земельного участка, как имеющую на содержании ребенка-инвалида. Полагает, что получение земельного участка в общую долевую собственность не означает, что они обеспечены жильем и перестали в нем нуждаться.
На основании изложенного, истец просила суд признать постановление Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 13 декабря 2018 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Купцовой Е.В. незаконным, обязать Администрацию городского округа г. Салават Республики Башкортостан признать Купцову Е.В. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 мая 2019 г. административные исковые требования Купцовой Е.В. к Администрации ГО г.Салавата о признании незаконным постановления N 3385-п от 13 декабря 2018 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании признать нуждающейся в жилом помещении оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Купцова Е.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что Купцова Е.В. на момент подачи заявления соответствовала критериям граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, жилищного обустройства административного истца не произошло, государственная поддержка на обустройство в новом месте жительства ей не оказана. Следовательно, отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с наличием в собственности земельного участка противоречит закону. Ранее реализованное право на улучшение жилищных условий путем предоставления земельного участка бесплатно под ИЖС не определено жилищным законодательством Российской Федерации как основание для отказа в признании нуждающимися в жилых помещениях.
На апелляционную жалобу Купцовой Е.В. от Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан поступили возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Купцовой Е.В. Сазонову И.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
В соответствии с п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан N10/1857 от 2 октября 2003 г. Купцова (Имангулова) Е.В. в составе семьи из трех человек, на основании решения жилищной комиссии от 11 сентября 2003 г. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, заведена учетная карточка очередника на первоочередное получение жилого помещения в связи с инвалидностью ребенка.
Постановлением Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан N600-п от 1 марта 2018 г. Купцовой (Имангуловой) Е.В. и ее ребенку-инвалиду АВА. предоставлен в общую долевую собственность по ? доле каждому бесплатно и однократно для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером N... с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", площадью 1000 кв.м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: адрес (л.д. 43).
Постановлением Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан N1103-п от 12 апреля 2018 г. Купцова Е.В. и АВА сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с предоставлением указанного участка, расположенного по адресу: адрес а ВЯР в связи с наличием на праве собственности квартиры, общей площадью 36,2 кв.м. (л.д. 40).
23 ноября 2018 г. административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма на состав семьи 2 человека: на себя и дочь АВА
Постановлением Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан N3385-п от 13 декабря 2018 г. Купцовой Е.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку ей и ее дочери был предоставлен земельный участок бесплатно в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства (л.д. 6).
Рассматривая административные исковые требования Купцовой Е.В. и оставляя их без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что Купцовой Е.В. и ее несовершеннолетнему ребенку ответчиком однократно и бесплатно предоставлен в общую долевую собственность (по ? доле в праве) земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, что является основанием в силу п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учитывая, что предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства как мера социальной поддержки инвалидов направлена на удовлетворение потребности данной категории лиц в жилище, в связи с чем судом первой инстанции указал, что оспариваемое Постановление Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан N3385-п от 13 декабря 2018 г. отмене как незаконное не подлежит, оснований для постановки на учет Купцовой Е.В. не имеется.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа о признании незаконным постановления N 3385-п от 13 декабря 2018 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанным мотивам, на основании следующего.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу положений ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 (далее - Правила), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
Из п.п. 3, 17 вышеуказанных Правил следует, что инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства на основании заявления и справки об инвалидности, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что на момент подачи заявления на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства как лицу, имеющему ребенка-инвалида, Купцова Е.В. и ее дочь АВА соответствовали условиям законодательства, поскольку с 2003 г. Купцова Е.В. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, на нее была заведена учетная карточка очередника на первоочередное получение жилого помещения в связи с инвалидностью ребенка, в связи с чем, административному истцу был предоставлен бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, Постановлением Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан N1103-п от 12 апреля 2018 г. Купцова Е.В. и ее дочь АВА сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, что не оспаривается сторонами и установлено вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 октября 2018 г.
В ст. 54 Жилищного кодекса РФ перечислены основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, среди которых: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Судебная коллегия отмечает, что административному ответчику надлежало в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ направить запросы в соответствующие органы для получения документов (их копий или содержащихся в них сведений), необходимых для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копий или содержащихся в них сведений) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе, для проверки нуждаемости заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, в связи с тем, что Администрацией городского округа г. Салават Республики Башкортостан было отказано Купцовой Е.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся без выяснения обстоятельств, подтверждающих нуждаемость либо отсутствие нуждаемости у заявителя, постольку судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований Купцовой Е.В. к Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан о признании незаконным Постановления N 3385-п от 13 декабря 2018 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с принятием в указанной части нового решения о признании указанного Постановления незаконным.
В остальной части оспариваемое решение суда следует признать законным и обоснованным, так как оно основано на установленных по делу обстоятельствах дела и принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 мая 2019 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований Купцовой Е.В. к администрации ГО г. Салават Республики Башкортостан о признании незаконным постановления N 3385-п от 13 декабря 2018 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В отмененной части принять новое решение, которым признать постановление администрации ГО г. Салават Республики Башкортостан N 3385-п от 13 декабря 2018 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Купцовой Е.В. незаконным.
В остальной части решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 мая 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Р.Х. Мугинова
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.