Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Субхангулова А.Н,
при секретаре ФДК
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АДИ к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, отделу градостроительного контроля и выдачи разрешения о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина
по апелляционной жалобе представителя АДИ - АЭР на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, выслушав объяснения представителя АДИ - АЭР, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
определила:
АДИ обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее- Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан), отделу градостроительного контроля и выдачи разрешения о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка площадью 29 кв.м с кадастровым номером N.., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, предприятия, магазин оптовой и мелкооптовой торговли, расположенного по адресу: адрес, рядом с домом 9/2. Административным истцом получен градостроительный план земельного участка, подготовленный Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с п. 2.2 которого к основным видам разрешенного использования названного земельного участка относится размещение: магазинов оптовой и мелкооптовой торговли, магазинов товаров первой необходимости, универсамы. Земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-1 - общественно-деловая зона, для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа. Письмом N... от дата Администрацией Советского района ГО г. Уфа в целях приведения нежилых строений в надлежащее состояние и единый современный стиль согласован эскизный проект реконструкции нежилых строений на земельном участке административного истца.
Администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан отказано в выдаче разрешения на строительство, оформленное в письме N... от дата в связи с отсутствием зоны допустимого размещения объекта капитального строительства - магазина, в границах земельного участка не предусматривается строительство магазина.
АДИ просит признать незаконным решение от дата Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина на вышеназванном земельном участке, обязать административного ответчика выдать ей разрешение на строительство магазина.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении административных исковых требований АДИ отказано.
В апелляционной жалобе представителя АДИ - АЭР ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суду при рассмотрении дел данной категории следует выяснить: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Между тем, такая необходимая совокупность по настоящему делу судом первой инстанции не была установлена.
Как следует из материалов дела, АДИ является собственником земельного участка площадью 29+/-2 кв.м с кадастровым номером: N... расположенного рядом с домом 9/2 по проспекту Октября в г. Уфе. Вид разрешенного использования: магазины: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (продовольственные).
Администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан по заявлению АДА подготовлен градостроительный план земельного участка.
дата Администрацией Советского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан согласован эскизный проект реконструкции нежилых строений на земельном участке с кадастровым номером N... площадью 29 кв.м, приобретенного АДИ путем выкупа муниципальной собственности.
дата письмом N... отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО адрес Республики Башкортостан на обращение АДИ о выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участка с кадастровым номером N... сообщено, что в представленном градостроительном плане земельного участка от дата отсутствует зона допустимого размещения объекта капитального строительства - магазина, следовательно, в границах данного земельного участка не предусматривается строительство такого объекта. Выдача разрешения на строительство указанного объекта не представляется возможным.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца, проанализировав представленные сторонами доказательства, проверив порядок принятия оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение не нарушает прав, свобод и законных интересов АДА, поскольку принято уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления с соблюдением установленного порядка и на основании действующих нормативно- правовых актов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы о том, что градостроительный план земельного участка носит информативный характер и отсутствие в нем зоны допустимого размещения объекта капитального строительства не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, судебная коллегия отмечает следующее.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8). К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности отнесена, в частности, выдача разрешений на строительство (пункт 5 части 3 статьи 8).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений): разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления уполномочен на проведение проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проведение проверки соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
При этом в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Суд первой инстанции при разрешении спора верно принял во внимание, что в градостроительном плане земельного участка N... от дата отсутствует зона допустимого размещения объекта капитального строительства.
Исходя из изложенного, основанный на данных градостроительного плана земельного участка N... от дата оспариваемый отказ административного ответчика в выдаче АДИ разрешения на строительство, оформленный письмом от дата N.., является законным и обоснованным.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание и то обстоятельство, что согласно представленной административным истцом проектной документации в отношении торгового помещения, расположенного по адресу: адрес, площадь застройки составит 44,7 кв.м, общая площадь - 37,6 кв.м, в то время как площадь принадлежащего административному истцу земельного участка - 29 кв.м, что свидетельствует о необоснованности требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности выдать разрешение на строительство магазина.
В целом, доводы жалобы аналогичны доводам, указанным в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит. Иная оценка доказательств и иное толкованием норм права автором апелляционной жалобы, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АДИ - АЭР - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.