Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей Мугиновой Р.Х, Якуповой Н.Н.
при секретаре Атналине В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 мая 2019 г. по административному иску Тарасовой Д.Т. к Главному управлению архитектуры и градостроительству администрации городского округа город Уфа о признании незаконным отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Якуповой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Тарасова Д.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа о признании незаконным отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка.
В обоснование административных исковых требований указано, что Тарасова Д.Т. обладает на праве аренды по договору N... от 8 мая 2014 г. земельным участком с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес 16 мая 2018 г. на основании обращения истца ответчиком был подготовлен план земельного участка N RU03308000-18-990. На данном чертеже площадь застройки реконструированного здания не была включена в зону, в которой разрешается строительство. 26 сентября 2018 г. истец повторно обратился с заявлением о подготовке градостроительного плана. Ответчиком был выдан план N RU03308000-18-2337 аналогичный ранее выданному. Согласно данных планов, документация по планировке территории не утверждена, реквизиты проекта планировки и межевания отсутствуют.
Административный истец просит признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N... для строительства склада и реконструкции нежилого здания с зоной, в которой разрешается строительство объектов капитального строительства, включающей площадь застройки реконструированного здания с кадастровым номером N... и обязать в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить градостроительный план земельного участка.
Решением Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 мая 2019 г. административное исковое заявление Тарасовой Д.Т. к Главному управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа о признании незаконным отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка, удовлетворено. Признан незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N... для строительства склада и реконструкции нежилого здания с зоной, в которой разрешается строительство объектов капитального строительства, включающей площадь застройки реконструированного здания с кадастровым номером N... На Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N... для строительства склада и реконструкции нежилого здания с зоной, в которой разрешается строительство объектов капитального строительства, включающей площадь застройки реконструированного здания с кадастровым номером N...
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по доверенности Московская Н.Л. просит обжалуемое решение отменить, указывая, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие правоотношения в данной сфере, а сделанные судом выводы, ставшие основаниями для удовлетворения исковых требований Тарасовой Д.Т, противоречат действующему законодательству.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Московскую Н.Л, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Тарасовой Д.Т. Зобкова А.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 1 ст. 6 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 26 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. "Об организации предоставления государственных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в переделах полномочий этого органа.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тарасова Д.Т. обладает на праве аренды по договору N... от 8 мая 2014 г. земельным участком с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес
16 мая 2018 г. на основании обращения Тарасовой Д.Т. N01-019950 от 25 апреля 2018 г. Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа подготовлен градостроительный план земельного участка NRU03308000-18-990.
26 сентября 2018 г. истец повторно обратился с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N... для строительства склада и реконструкции нежилого здания с зоной, в которой разрешается строительство объектов капитального строительства, включающей площадь застройки реконструированного здания с кадастровым номером N...
На указанное обращение истца Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа подготовлен градостроительный план земельного участка N RU03308000-18-2337.
Обращаясь с вышеуказанным исковым заявление, административный истец указывает на то, что использовать вышеобозначенные ГПЗУ в целях последующего получения разрешения на реконструкцию объекта невозможно, поскольку площадь застройки реконструируемого здания с кадастровым номером N... не включена в зону, в которой разрешается строительство, а также Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации ГО г. Уфа нарушены требования действующего законодательства при подготовке ГПЗУ, а именно: расположение красных линий на земельном участке с кадастровым номером N... не подтверждено соответствующими документами, предусмотренными главой 5 Градостроительного кодекса РФ.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. ст. 42 (ч.1; подп. "а" п. 1 ч. 3), 43 (п. 2 ч. 2; п. 2 ч. 6) Градостроительного кодекса РФ, Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150, Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30 "РДС 30-201-98" и удовлетворяя заявленные требования Тарасовой Д.Т, суд первой инстанции, установив отсутствие утвержденного проекта планировки территории и установления расположения на этой территории красных линий, пришел к выводу, что поскольку в документации по планировке территории красные линии не отражены, то и отсутствовали основания для их отображения в градостроительном плане земельного участка истца, следовательно, отказ в предоставлении муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка следует признать незаконным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан с такими выводами не согласна, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
С 1 июля 2017 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которым признана утратившей силу ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, определяющая требования к подготовке и содержанию ГПЗУ как одного из видов документации по планировке территории.
С момента вступления в действие новой редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка исключен из видов документации по планировке территории.
Порядок выдачи ГПЗУ регулируется положениями ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В соответствии с ч. 5 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, и на основании ч. 6 указанной статьи орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю без взимания платы.
Иной порядок предоставления градостроительного плана земельного участка по обращению правообладателя Градостроительным кодексом РФ с 1 июля 2017 г. не установлен, не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Как следует из материалов дела, на обращения Тарасовой Д.Т. от 25 апреля 2018 г. и 26 сентября 2018 г. Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа подготовлены планы земельного участка NRU03308000-18-990 от 16 мая 2018 г. и N RU03308000-18-2337 от 22 октября 2018 г, соответственно.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ).
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в ч. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ. В частности, к такой информации относятся сведения о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории, о красных линиях.
Выдача органом местного самоуправления ГПЗУ является муниципальной услугой, под которой согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ и пп. 5.2.3 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстроем России принят приказ от 25 апреля 2017 г. N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения".
Согласно п.п. 18, 19 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, если земельный участок расположен в границах территории в отношении которой проект планировки территории не утвержден, в строке пишется "Проект планировки территории не утвержден". В графах таблицы ставятся прочерки. В строке "Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории" указывается: дата и номер документа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории; наименование органа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
Если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории и (или) проект межевания территории не утверждены, в строке пишется "Документация по планировке территории не утверждена", или "Проект планировки территории не утвержден", или "Проект межевания территории не утвержден".
Согласно п. 26 вышеуказанного Порядка на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются: 4) красные линии.
Из п. п. 84, 85 вышеуказанного Порядка следует, что раздел 11 "Информация о красных линиях" содержит номера и перечень координат характерных точек красных линий в границах земельного участка, а также ближайших к границам земельного участка крайней правой и левой и (или) верхней и нижней характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
При отсутствии информации о наличии в границах земельного участка (по его границам) красных линий, в строке пишется "Информация отсутствует", а в графах таблицы ставятся прочерки.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства ГПЗУ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а носит информационный характер и содержит только сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его местоположение по отношению к другим земельным участкам, объектам недвижимости, по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории применительно к конкретному земельному участку. При этом сам градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в упомянутых актах в отношении территории, на которой расположен данный земельный участок.
Как усматривается из представленных в материалы дела Градостроительных планов земельного участка, на чертеже указанных ГПЗУ указаны красные линии, как того требует п. 26 Приказа Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 741/пр, на основании нанесенных на планшеты топодоосновы 1952 г, содержащиеся в архиве спецчасти Главархитектуры Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в соответствии с требованиями законодательства - инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18 - 30. (л.д. 17 - 28, 30 - 41, 80).
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ, принимая во внимание, что по заявлениям Тарасовой Д.Т. ответчиком в установленные сроки и в соответствии с Порядком заполнения формы градостроительного плана земельного участка были подготовлены и выданы планы земельного участка NRU03308000-18-990 и N RU03308000-18-2337, судебная коллегия соглашается с доводами административного ответчика об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка.
При рассмотрении данного дела, нарушений прав административного истца Тарасовой Д.Т. не установлено, административным истцом доказательств нарушения ее прав ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не представлено. В том числе не представлено доказательств нарушения прав истца в качестве собственника нежилого здания в части осуществления его реконструкции, поскольку отказа в выдаче разрешения на реконструкцию здания не имеется.
Таким образом, установленные выше обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований административного истца, указанных в ч. 2 ст. 227 КАС РФ.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Тарасовой Д.Т, что влечет отмену обжалуемого решения суда первой инстанции, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Тарасовой Д.Т.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 мая 2019 г. отменить. Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Тарасовой Д.Т. к Главному управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N... для строительства склада и реконструкции нежилого здания с зоной, в которой разрешается строительство объектов капитального строительства, включающей площадь застройки реконструированного здания с кадастровым номером N... ; обязании Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N... для строительства склада и реконструкции нежилого здания с зоной, в которой разрешается строительство объектов капитального строительства, включающей площадь застройки реконструированного здания с кадастровым номером N.., - отказать.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Р.Х. Мугинова
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.