Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Субхангулове А.Н,
при ведении протокола помощником судьи ТЛШ
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГВР к Администрации Советского района городского округа г.Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения
по апелляционной жалобе представителя Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан КРИ на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, выслушав объяснения ГВР, его представителя ФЕВ, считавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ГВР обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан. В обоснование указано, что распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан N... от дата он принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний".
Распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан N... от дата ГВР снят с соответствующего учета.
Полагая, что указанным распоряжением нарушены его права и законные интересы, административный истец просит суд распоряжение главы Администрации Советского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан N... от дата признать незаконным.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата административные исковые требования ГВР удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан КРИ просит решение суда первой инстанции отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со статьей 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования ГВР к Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, ВРБ, АГТ о признании незаконным бездействия административного органа, обязании принять на учет нуждающихся в жилом помещении- удовлетворены частично.
Из обстоятельств, установленных судом по указанному гражданскому делу, следует, что ГВР, начиная с 2017 года, неоднократно обращался в Администрацию Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако заявление административного истца в установленном порядке по существу рассмотрено не было, что явилось основанием для признания судом бездействия органа местного самоуправления незаконным.
Далее вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата признано незаконным решение Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от дата об отказе в принятии ГВР на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод ГВР
Во исполнение решения Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата распоряжением главы Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата N... ГВР признан нуждающимся в жилых помещениях и принят на учет по категории "граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний".
Распоряжением главы Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата N... ГВР снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, а именно: перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, в соответствии с которым ГВР поставлен на учет, с дата утратил силу, а имеющееся у него заболевание не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения от 39 ноября 2012 г. N 987н, действующий с 1 января 2018 г.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования ГВР, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникло у ГВР до изменения действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанным в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 1 января 2018 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Вопреки аргументам апелляционной жалобы, право ГВР состоять на учете нуждающихся в жилом помещении по категории "граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний", подтверждено вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата, после вступления в законную силу данного решения никаких изменений в положении административного истца не произошло.
Исходя из требований части 2 статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан по ранее рассмотренному им гражданскому делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Судебная коллегия отмечает и то, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким законом, регламентирующим отдельные вопросы предоставления жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является Закон Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года N 250-з "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан".
В силу части 4 статьи 9 данного закона инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что на момент возникновения спорных правоотношений имеющееся у ГВР заболевание входило в указанный выше перечень, право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникло у него с момента обращения с заявлением о постановке на жилищный учет по соответствующему основанию - в 2017 году, то есть до вступления в силу Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 30 ноября 2012 года N 987н.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица и нарушения при этом прав заявителя.
В настоящем споре совокупность таких условий установлена, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований ГВР
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку они аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, все они судом проверялись, им дана надлежащая оценка по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия по административным делам не усматривает.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан КРИ - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.