Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Субхангулова А.Н,
при ведении протокола помощником судьи ШГР
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СКВ к Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным решения, признании факта невозможности проживания
по апелляционной жалобе СКВ на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А, объяснения СКВ, его представителя АГМ, СЕВ, СНВ, СВН, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
СКВ обратился в суд с административным исковым заявлением Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация Советского района ГО г. Уфы РБ) о признании недействительным решения, признании факта невозможности проживания.
Требования мотивированы тем, что СКВ относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности опекуна Распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфы Республики Башкортостан N... были возложены на дедушку - СВН Этим же распоряжением сохранялось право пользования жилым помещением по адресу: адрес. По заявлению опекуна Администрацией Советского района ГО г. Уфы Республики Башкортостан вынесено распоряжение N... разрешить опекуну СВН продать двухкомнатную квартиру с одновременным приобретением в собственность несовершеннолетних СНВ, СЕВ, СКВ, СВН по ? доли каждому двухкомнатной квартиры по адресу: адрес, следовательно, СКВ на праве собственности принадлежит 42,1/ 1/7 = 10,52 кв.м, что менее учетной нормые. В этой связи он обратился в Администрацию Советского района ГО г. Уфа РБ с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, однако решением N... от дата Межведомственной комиссии Администрации Советского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан отказано в признании факта невозможности проживания СКВ в квартире по адресу: адрес.
Истец просит суд признать недействительным решение N... межведомственной комиссии Администрации Советского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан по установлению факта невозможности (возможности) проживания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, по выявлению наличия (отсутствия) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации от дата, признать факт невозможности проживания СКВ в жилом помещении по адресу: адрес.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении административных исковых требований СКВ отказано.
В апелляционной жалобе СКВ полагает решение суда необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, заслушав объяснения, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 310 КАС РФ, для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Так, согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено и из материалов дела следует, что мать СКВ, дата года рождения, СЕВ лишена родительских прав, сведения об отце административного истца внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфы РБ N... от дата опекуном СКВ назначен дедушка - СВН
СКВ зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: адрес, общей площадью 42,1 кв.м, собственниками которой в ? доле каждый наряду с административным истцом являются СВН (дедушка), СНВ (дядя), СЕВ (сестра).
По состоянию на дата в квартире кроме СКВ зарегистрированы также: СВН, СНВ, СЕВ, АНЭ (племянница).
дата СКВ обратился в Администрацию Советского района ГО г. Уфа РБ с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в занимаемом жилом помещении по адресу: адрес.
Решением N... от дата Межведомственной комиссии Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ отказано в признании факта невозможности проживания СКВ в ранее занимаемом жилом помещении - квартире общей площадью 42,1 кв.м. по адресу: адрес.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции согласился с выводами Межведомственной комиссии Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ, указывая на то, что при определении обеспеченности СКВ общей площадью жилого помещения необходимо принимать во внимание общую площадь помещений, принадлежащих не только ему, но и членам его семьи, в данном случае - дедушке СВН, который является также собственником жилого дома площадью 76,5 кв.м, расположенного по адресу: РБ, адрес. Таким образом, обеспеченность административного истца общей площадью жилого помещения превышает учетную норму (42,1 кв. м + 76,5 кв. м) / 5 чел. = 23,72 кв. м.
Судебная коллегия считает, что с выводом суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Судебная коллегия отмечает, что каждое из этих оснований является самостоятельным.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 3 пункта 2 Порядка установления невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей которых они являются, утвержденном Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.09.2013 N 438 (далее- Порядок), в соответствии с которыми проживание детей- сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей - сирот.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный и региональный законодатель определили основания и условия признания невозможным проживание лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилых помещениях.
При этом такие основания, в частности, по подпункту 3 пункта 4 статьи 8 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ связаны не с суммарным расчетом площадей помещения, приходящихся на конкретное лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а с фактом возможности реального осуществления пользования жилым помещением, правом на которое обладает такое лицо.
При рассмотрении вопроса об установлении факта невозможности проживания положения ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, неприменимы. В данном случае вопрос о нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не рассматривался, административный иск заявлен исходя из особого статуса СКВ и гарантий, предоставляемых в связи с его особым статусом.
В силу п.1 решения Совета городского округа г. Уфа республики Башкортостан от 08.06.2006 N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что общая площадь жилого помещения по адресу: адрес, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении (10,52 кв.м.), менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, решение N... от дата Межведомственной комиссии Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ об отказе в признании факта невозможности проживания СКВ в указанной квартире противоречат положениям подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ и подпункта 3 пункта 2 Порядка, в связи с чем является незаконным.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене в силу положений части 2 статьи 310 КАС РФ с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска в части требований о признании незаконным оспариваемого решения Межведомственной комиссии Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС на административного ответчика следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В то же время, судебная коллегия отмечает, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. Принятие решения о признании факта невозможности проживания СКВ в жилом помещении по адресу: адрес относится к исключительной компетенции уполномоченного органа, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления административного истца.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования СКВ к Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным решения, признании факта невозможности проживания удовлетворить частично.
Признать недействительным решение N... межведомственной комиссии Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по установлению факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, по выявлению наличия (отсутствия) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации, от дата.
Возложить на межведомственную комиссию Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по установлению факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, по выявлению наличия (отсутствия) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов СКВ путем повторного рассмотрения его заявления об установлении факта невозможности его проживания в занимаемом жилом помещении.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.