Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Александровой Н.А,
судей Субхангулова А.Н. и Бураншина Т.А,
при ведении протокола помощником судьи ИЗР
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФГ к Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по Октябрьскому и Советскому районам г.Уфы, призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Башкортостан" о признании незаконным решения призывной комиссии
по апелляционной жалобе представителя ИФГ - КМГ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан" ЯОА, считавшей решение суда законным, судебная коллегия
установила:
ИФГ обратился в суд с административным иском к Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по Октябрьскому и Советскому районам г.Уфы, призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Башкортостан" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан") о признании незаконным решения призывной комиссии N... от дата о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на это законных оснований.
В обоснование требований указано, что ИФГ от службы в армии не уклонялся. Мероприятия, связанные с призывом, в отношении него не проводились, повестки ему не направлялись и лично не вручались. Административный истец полагал, что обязанность по явке в военный комиссариат без вручения соответствующей повестки законодательством не предусмотрена. Однако на основании заключения призывной комиссии он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ИФГ - КМГ просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса, которые извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением призывной комиссии Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан N... от дата ИФГ был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на это законных оснований.
В период с дата по дата ИФГ проходил обучение в аспирантуре Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уфимский государственный авиационный технический университет", ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до дата на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее также - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
В материалах личного дела призывника ИФГ имеется справка ФГБОУ ВО "Уфимский государственный авиационный технический университет" от дата о том, что ИФГ зачислен в очную аспирантуру дата, отчислен из очной аспирантуры в связи с окончанием срока обучения дата (л.д. 44); ходатайство НИИТС "Пилот" от 20 марта (без указания года) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу научному сотруднику ИФГ, завершившему работу над кандидатской диссертацией, защита которой намечена на 3 квартал 2017 года (л.д. 42); ходатайство ФГБУН Уфимского института химии Российской академии наук о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу научному сотруднику ИФГ, окончившему очную аспирантуру ФГБОУ "Уфимский государственный авиационный технический университет" в 2016 году, прошедшего успешную предзащиту на научном семинаре, защита кандидатской диссертации намечена на январь 2018 года (л.д. 43).
Также в материалах личного дела имеется расписка об оповещении о необходимости явки в военный комиссариат Республики Башкортостан по Октябрьскому и Советскому районам г.Уфы Республики Башкортостан для прохождения медицинского освидетельствования, назначенного на дата к 09.00 часам, в которой отсутствует подпись оповещаемого (л.д. 46), а также объяснительная на имя военного комиссара Октябрьского и Советского районов г. Уфы Республики Башкортостан Сафонова С. о том, что МГР дата оповещала подлежащего призыву ИФГ, его дома не оказалось, со слов матери в данный момент находится за границей на учебе, повестку взять отказалась (л.д. 47).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что после окончания отсрочки с осени 2016 года ИФГ обязанности по воинскому учету не исполнял, в военный комиссариат не прибывал без уважительной причины, оснований для предоставления ему отсрочки либо освобождения от призыва до достижения возраста 27 лет не имел, в период с дата по дата подлежал призыву на военную службу, что позволяло призывной комиссии вынести оспариваемое заключение об отсутствии у него законных оснований для не прохождения военной службы по призыву.
С выводами суда первой инстанций судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В силу пункта 34 названного Положения (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с дата, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Следовательно, вывод суда о том, что федеральный законодатель принятие призывной комиссией решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований не ставит в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы, является ошибочным.
Поскольку, как следует из материалов дела и не опровергнуто административным ответчиком, в отношении ИФГ мероприятия по организации призыва на военную службу после окончания периода отсрочки и до достижения возраста 27 лет- дата не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала, то он не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании оспариваемого решения призывной комиссии от дата незаконным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с принятием нового решения об удовлетворении административного иска ИФГ
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Административные исковые требования ИФГ удовлетворить.
Решение призывной комиссии Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан N... от дата признать незаконным и отменить.
Обязать призывную комиссию Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ИФГ.
Председательствующий Н.А. Александрова
Судьи Т.А. Бураншин
А.Н. Субхангулов
Справка: судья ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.