ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уфа 24 сентября 2019 г.
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Хабировым В.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Милан" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной рыночной стоимости,
установил:
ООО "Милан" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 3 406 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере 20 367 573 рублей 46 копеек. Между тем согласно отчету об оценке
N N... от 10 декабря 2018 года, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Оценка.Консалтинг.Аудит", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 6 293 000 рублей. Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью нарушает права административного истца как арендатора земельного участка.
На основании изложенного, административный истец просит установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 3 406 кв. м, расположенного по адресу: адрес,
адрес, равной его рыночной стоимости в размере 6 293 000 рублей.
Представители ООО "Милан", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Получение извещения подтверждается отчетами о прочтении, уведомлениями, реестрами отправки. Информация о рассмотрении дела также размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Копии определения суда о принятии дела к производству суда направлены судом 06 августа 2019 года лицам, участвующим в деле (т. 1
л.д. 83-89).
Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
По настоящему делу административный истец по существу просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендных платежей, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости объектов недвижимости, затрагивает права административного истца как арендатора.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 3 406 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для строительства торгового комплекса; расположенный по адресу: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет.
Данный земельный участок находится в аренде ООО "Милан", что подтверждается договором N... аренды земельного участка от
27 марта 2013 года, договором уступки от 19 августа 2013 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1 л.д. 11-16, 79-80).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 февраля 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 20 367 573 рублей 46 копеек (т.1 л.д. 10).
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец 23 декабря 2018 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, предоставив отчет оценщика ООО "Оценка.Консалтинг.Аудит" N N... от 10 декабря 2018 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена в размере 6 293 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Решением комиссии от 15 января 2019 года заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости отклонено.
В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости нежилого помещения N N... от 10 декабря 2018 года, выполненный ООО "Оценка.Консалтинг.Аудит", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... определена в размере 6 293 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года (т. 1 л.д. 20-61).
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от
20 августа 2019 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "РОСТ-Консалт", на разрешение экспертизы постановлен вопрос об определении рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес.
Согласно заключению эксперта ООО "РОСТ-Консалт" N... от 06 сентября 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:72:020207:295 по состоянию на 01 января 2015 года составляет 5 320 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "РОСТ-Консалт" N... от 06 сентября 2019 года и отчет об оценке N N... от 10 декабря 2018 года, выполненный ООО "Оценка.Консалтинг.Аудит", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости земельного участка заключение эксперта ООО "РОСТ-Консалт" N N... от 06 сентября 2019 года, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным, заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.
Суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "РОСТ-Консалт" N... от 06 сентября 2019 года, в размере
5 320 000 рублей.
С учетом изложенного, права ООО "Милан", являющегося арендатором земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа, как установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, существенно влияют на исполнение им обязательств, предусматривающих исчисление суммы уплаты арендных платежей исходя из кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, требования ООО "Милан" подлежат удовлетворению.
При этом установление измененной кадастровой стоимости объекта подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года
N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка 23 декабря 2018 года, поэтому датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости следует считать 23 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24.18, 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Милан" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 3 406 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для строительства торгового комплекса; расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5 320 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 23 декабря 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, а со дня начала деятельности - в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в г. Нижний Новгород.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Э.М. Хамидуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.