ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело N 3-1014/2019
01 октября 2019 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханановой А.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества Универсальный торговый комплекс "Центральный" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Акционерное общество Универсальный торговый комплекс "Центральный" (далее - АО УТК "Центральный") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером 02... ; земельный участок с кадастровым номером... ; земельный участок с кадастровым номером... ; земельный участок с кадастровым номером... ; земельный участок с кадастровым номером...
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 29 декабря 2014 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года установлена в размере... руб.
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Согласно отчетам оценщика Сайфутдиновой И.С. от 13 июня 2019 года: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 29 декабря 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года составляет... руб.
Установление завышенной кадастровой стоимости в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, нарушают его права как налогоплательщика, увеличивая сумму налогов.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан N669 от 16 июля 2019 года заявление АО УТК "Центральный" было отклонено.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 29 декабря 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 18 ноября 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 ноября 2014 года в размере... рублей.
В судебное заседание представитель административного истца АО УТК "Центральный" не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, просил суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно положениям части 1 статьи 24.18 приведенного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Установлено, что административному истцу АО УТК "Центральный" на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером... ; земельный участок с кадастровым номером... ; земельный участок с кадастровым номером... ; земельный участок с кадастровым номером... ; земельный участок с кадастровым номером.., что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 апреля 2019 года.
Результаты ГКОЗ утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N646 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" по состоянию на 01 июня 2014 года.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 апреля 2019 года: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 29 декабря 2014 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года установлена в размере... руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года установлена в размере... руб.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости административным истцом представлены отчеты оценщика Сайфутдиновой И.С. от 13 июня 2019 года, согласно которым: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 29 декабря 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года составляет... ; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года составляет... руб.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 26 июня 2019 года АО УТК "Центральный" было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решением комиссии N669 от 16 июля 2019 года заявление АО УТК "Центральный" отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С целью определения действительной рыночной стоимости спорных земельных участков по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО Центр независимых экспертиз "Суд-Информ".
Согласно заключению эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-Информ" Ахметгареевой Н.Н. N123/09-2019кс от 17 сентября 2019 года: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 29 декабря 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года составляет... руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 18 ноября 2014 года составляет... руб.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО Центр независимых экспертиз "Суд-Информ" Ахметгареевой Н.Н, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-Информ" Ахметгареевой Н.Н. N123/09-2019кс от 17 сентября 2019 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление АО УТК "Центральный" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 05 августа 2019 года, после обращения 26 июня 2019 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 29 декабря 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 18 ноября 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере... руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 ноября 2014 года в размере... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.