ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 27 сентября 2019 года
Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Гизатуллин А.А, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 29 августа 2019 года) жалобу Егорова Н.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года и решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Суслово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Егорова Н.Б,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июля 2019 года, должностное лицо - директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Суслово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (далее - МБОУ СОШ с. Суслово) Егоров Н.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, Егоров Н.Б. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, исследовав доводы заявителя, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") (в редакции от 02 июля 2013 года 185-ФЗ) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно подпунктам "б", "з" п. 6 данного Положения одними из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами; наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "б", "з" п. 6 данного Положения.
Как усматривается из материалов дела, дата на основании приказа Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан N... от дата проведена плановая выездная проверка МБОУ СОШ адрес.
Согласно акту проверки от дата в области лицензионного контроля выявлены нарушения школой подпунктов "б", "з" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно:
- в период с дата по дата в МБОУ СОШ адрес по адресу: адрес, отсутствовало необходимое оборудование для реализации практической части содержания курса "Технология" (раздел "Кулинария"), предусмотренного основанной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом N... -к от дата;
- отсутствует заключение о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности у МБОУ СОШ адрес, расположенного по адресу: адрес, и в филиалах: основного общего образования МБОУ СОШ адрес, расположенного по адресу: адрес; дошкольных группах, расположенных по адресам: Республики Башкортостан, адрес.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора МБОУ СОШ адрес Егорова Н.Б. к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Между тем вмененное заявителю нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "б" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (отсутствие необходимого оборудования для реализации практической части содержания курса "Технология" (раздел "Кулинария")), не отвечает признаку грубого нарушения, установление которого необходимо для квалификации бездействия лица по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку сведений о том, что данное нарушение повлекло за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера), материалы дела не содержат. Не ссылаются на таковые и должностное лицо в протоколе об административном правонарушении, нижестоящие судебные инстанции в постановлении и решении по делу.
При таких обстоятельствах указание на отсутствие в образовательном учреждении необходимого оборудования для реализации практической части содержания курса "Технология" (раздел "Кулинария") подлежит исключению из объема вмененных Егорову Н.Б. нарушений лицензионных требований и условий.
Указанное не влечет изменения квалификации действий заявителя по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренное подпунктом "з" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (отсутствие заключения о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности), нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Факт совершения Егоровым Н.Б. вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
протоколом об административном правонарушении от дата, составленным в присутствии заявителя (л.д. 1 - 4);
копией приказа N... от дата о проведении плановой выездной проверки, полученного Егоровым Н.Б. дата (л.д. 5 - 14);
копией акта проверки N... в от дата, полученного Егоровым Н.Б. дата (л.д. 15 - 20);
копией лицензии N... от дата с приложениями, выданной МБОУ СОШ адрес на осуществление образовательной деятельности (л.д. 47 - 52);
копией устава МБОУ СОШ адрес (л.д. 37 - 46);
копией приказа N... -лс от дата о приеме Егорова Н.Б. на должность директора МБОУ СОШ адрес (л.д. 74).
Вопреки доводу жалобы, доказательств принятия Егоровым Н.Б. в установленный срок возможных и необходимых мер для получения заключения о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности в материалах дела не имеется, судебными инстанциями не добыто, заявителем не представлено. Имеющиеся в материалах дела письма в адрес МКУ Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан о выделении денежных средств для устранения замечаний по результатам проверок территориальных органов Рособрнадзора, Роспотребнадзора, ГУ МЧС России по РБ за период с дата по дата (л.д. 84 - 91) не влекут удовлетворение жалобы. С заявлением о выдаче заключения о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности Егоров Н.Б. обратился в ГУ МЧС России по РБ лишь в январе и феврале 2019 года (л.д. 102, 103), после чего в феврале 2019 года было проведено обследование зданий и сооружений школы (л.д. 94 - 95). Само заключение получено в мае 2019 года (л.д. 159).
Таким образом, с дата по дата Егоров Н.Б, как должностное лицо, допустил осуществление МБОУ СОШ адрес образовательной деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией - в отсутствие заключения органов государственного пожарного надзора о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, что создавало угрозу жизни и здоровью учеников и дошкольников.
При этом вменение Егорову Н.Б. указанного деяния за период до дата, то есть до назначения его на должность директора МБОУ СОШ адрес, необоснованно, в связи с чем указанный в судебных актах период нарушения "с дата по дата" подлежит изменению на "с дата по дата" в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Проведение плановой выездной проверки МБОУ СОШ адрес и его филиала по адресам, не указанным в приказе Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан от дата N.., - адрес, свидетельствует о нарушении требований от дата N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Так, в силу ч. 1, п. п. 3, 4 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ) проверка проводится, в частности, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в которых указываются, в том числе наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 названного закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Частью 2 п. 4 закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Согласно приказу Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан от дата N... проведение плановой выездной проверки юридического лица назначено по адресам: адрес.
В материалах дела имеется выписка из ЕГРП о правах на объекты недвижимости МБОУ СОШ адрес, Устав и лицензия на осуществление образовательной деятельности с приложениями N N.., 2, из которых следует, что МБОУ СОШ адрес осуществляет свою уставную деятельность, в том числе, по адресам: адрес; адрес (л.д. 24 - 26, 37 - 46, 47 - 52).
Между тем данных об издании уполномоченным должностным лицом административного надзорного органа приказа (распоряжения) о проведении плановой выездной проверки по адресам: адрес материалах дела не имеется.
Следовательно, проверка на указанных объектах была проведена незаконно, и потому из объема вмененных нарушений подлежит исключению указание на нарушения, допущенные на объектах МБОУ СОШ адрес, расположенных по адресам: адрес.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, судьи межрайонного суда при рассмотрении жалобы, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности заявителя в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении нарушен не был.
Наказание назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Дело об административном правонарушении мировым судьей, жалоба судьей межрайонного суда рассмотрены с участием Егорова Н.Б.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года и решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Суслово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Егорова Н.Б. изменить, исключив из объема вмененных нарушений:
отсутствие в образовательном учреждении необходимого оборудования для реализации практической части содержания курса "Технология" (раздел "Кулинария");
отсутствие заключения о соответствии обязательным требованиям объектов МБОУ СОШ адрес, расположенных по адресам: адрес;
уточнить период нарушения - с дата по дата.
В остальном судебные акты оставить без изменения, жалобу Егорова Н.Б. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан А.А. Гизатуллин
Справка:
мировой судья Салимзянов С.М.
федеральный судья Аюпова Р.Н.
N 44а-1545/19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.