Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего: Канунникова М.А.
судей: Думаева А.Б. и Савкуева З.У.
при секретаре: Жантуеве К.Р.
с участием: представителя административного истца Жилетежевой Ф.Ш. - Лисина С.Н, представителя заинтересованного лица Макоевой М.А. - Карамурзова М.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Думаева А.Б, административное дело по административному исковому заявлению Жилетежевой Ф.Ш. к Местной администрации Чегемского муниципального района КБР о признании решения незаконным и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Жилетежевой Ф.Ш. на решение Чегемского районного суда КБР от 22 мая 2019 года,
установила:
Жилетежева (Шадова) Ф.Ш. обратилась в Чегемский районный суд КБР с административным исковым заявлением к Местной администрации Чегемского муниципального района КБР в котором просила признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N, об отказе в изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, расположенного в "адрес"
В иске указано, что названный земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования для сельскохозяйственного назначения. Ее неоднократные обращения к ответчику об изменении вида разрешенного использования на строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома оставлены без удовлетворения по причине отсутствия разработанных Правил землепользования "адрес". Полагает, что этими незаконными решениями нарушаются ее права и законные интересы.
Решением Чегемского районного суда КБР от 22 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Жилетежева Ф.Ш. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения и принятии нового - об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что суд без достаточных на то оснований пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства того, что испрашиваемый вид разрешенного использования относится к основному или условному виду разрешенного использования земельного участка, сославшись при этом на несуществующий нормативный акт - Правила землепользования. Между тем, в настоящее время Правила землепользования в Чегемском районе КБР отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с частями 2,3,4 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа перевода земель из одной категории в другую. Такого основания как отсутствие у муниципального органа документов территориального планирования, землеустроительной документации ПЗЗ не имеется.
За период владения истцом спорным земельным участком, на основании выданного Местной администрацией Чегемского района разрешения на строительство индивидуального четырехэтажного жилого дома возведено строение в три этажа, вложены денежные средства. В последующем разрешение на строительство было отозвано в связи с несоответствием назначения земельного участка осуществленному строительству.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной Лисиным С.Н,, выслушав Карамурзова М.З, полагавшего решение законным и обоснованным, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного и не явившегося представителя Местной администрации Чегемского района КБР, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как следует из ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Пункт 3 той же статьи указывает, что Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным и земельным законодательством, правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Как установлено судом, Жилетежевой Ф.Ш. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1140 кв.м. с кадастровым номером N,расположенного по адресу: "адрес" категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для садоводства и огородничества.
20 февраля 2017 года Местной администрацией Чегемского муниципального района КБР Жилетежевой Ф.Ш. выдано разрешение на строительство N на строительство индивидуального 4-х этажного жилого дома с площадью застройки 608,50 кв.м. (л.д.8-9).
20 декабря 2016 года Жилетежева Ф.Ш. обратилась в Местную администрацию Чегемского муниципального района КБР с заявлением о переводе принадлежащего ей земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию "малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
24 сентября и 11 января 2019 года заявителем в адрес ответчика направлялись запросы о разъяснении порядка и сроков перевода испрашиваемого перевода земельного участка из одной категории в другую.
Письмом Местной администрации Чегемского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ N, Жилетежевой Ф.Ш. разъяснено, что проект правил землепользования и застройки межселенных территорий к которым относится и принадлежащий заявителю земельный участок разработан, проводятся работы по координатному описанию границ земель межселенных территорий.
Таким образом, по своей сути, данный ответ указывает на отсутствие у ответчика возможности осуществить перевод земельного участка Жилетежевой Ф.Ш. из категории земель сельскохозяйственного назначения в предназначенную для малоэтажного многоквартирного жилого строительства. При этом, следует принять во внимание и то обстоятельство, что и при наличии разработанных и принятых в установленном порядке Правил землепользования Чегемского района КБР позволяло бы такой перевод осуществить.
Кроме того, как указывалось выше, разрешение на строительство, в последующем отмененное, выдавалось Жилетежевой Ф.Ш. на строительство индивидуального жилого дома, в то время как в своем заявлении ею ставился вопрос о переводе земельного участка под малоэтажное многоквартирное строительство, что противоречило выданному разрешению.
В данной связи, учитывая, что видом разрешенного использования земельного участка истца является - "для садоводства и огородничества", и данный участок находится на территории садоводческого товарищества "Осина-1", правовых оснований для перевода данного земельного участка в категорию малоэтажного многоквартирного жилого строительства не имеется.
При разрешении спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 и статьей 311 КАС Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Чегемского районного суда КБР от 22 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Жилетежевой Ф.Ш. без удовлетворения.
председательствующий: М.А. Канунников
судьи А.Б. Думаев
З.У. Савкуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.