Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Мелешко Н.В.
Судей
Князевой О.Е.
Петровой А.В.
При секретаре
Параконном А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Малиновской В. А. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 января 2019 года по гражданскому делу N 2-603/2019 по заявлению Малиновской В. А. об установлении факта проживания на территории Санкт - Петербурга.
Заслушав доклад судьи Князевой О.Е, заявителя Малиновскую В.А. и ее представителя адвоката Бондаренко Н.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Малиновская В.А. обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Санкт-Петербурге более 10 лет по тем основания, что она с 2005 года постоянно проживает в Санкт - Петербурге, а установление факта проживания необходимо для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 января 2019 года в удовлетворении заявления Малиновской В.А. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Малиновская В.А. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации Адмиралтейского района Санкт - Петербурга о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1 - 3, 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Предметом правового регулирования Закона Санкт-Петербурга N 407-65 являются общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно: законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (часть 1 статьи 27, часть 1 статьи 40).
На основании статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.Согласно положениям статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Согласно пункту 12 Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Таким образом, регистрация подтверждает факт постоянного проживания или временного пребывания в определенной местности.
Данная правовая позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 26 июня 2007 года до 26 июля 2008 года Малиновская В.А. с сыном МАМ были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством N... от 26 июля 2007 года.
В период с 07 августа 2008 года по 07 августа 2009 года Малиновская В.А. с сыном МАМ были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес", согласно свидетельству N... от 07 августа 2008 года.
С 04 августа 2009 года по 04 августа 2010 года Малиновская В.А. с сыном МАМ были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством N... от 04 августа 2009 года.
Из справки ЖК "ЖБИ" и свидетельства N... от 30 июля 2010 года следует, что с 30 июля 2010 года по 30 июля 2011 года Малиновская В.А. с сыном МАМ были временно зарегистрированы по адресу: "адрес".
С 25 августа 2011 года по настоящее время Малиновская В.А. и МАМ зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес".
Из материалов дела также следует, что 28 августа 2018 года Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга отказала Малиновской В.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на положения пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому одним из условий постановки на учет является факт проживания гражданина в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель проживает на территории Санкт-Петербурга в общей сложности менее 10 лет, поскольку факт постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга до 25 августа 2011 года документально не подтвержден, пребывание в Санкт-Петербурге в период с июня 2006 по август 2011 года происходило при отсутствии регистрации по месту жительства.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что вплоть до 25 августа 2011 года заявитель была зарегистрирована проживающей по адресу: "адрес", то есть признавала данные адрес местом своего жительства на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений статьей 67 ГПК РФ и изложена в мотивировочной части решения суда.
При этом посещение медицинских учреждений, находящихся на территории Санкт-Петербурга, рождение ребенка в Санкт-Петербурге, трудоустройство в Санкт-Петербурге, посещение ребенком детского сада в Санкт-Петербурге, в подтверждение чего в материалы дела представлены документы, также достоверно не подтверждают факт постоянного проживания истца в Санкт-Петербурге более 10 лет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, не подтверждают наличие предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, по существу повторяют позицию истца в суде первой инстанции, которая была предметом исследования и получила надлежащую оценку при разрешении спора, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела.
Руководствуясь положениями статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малиновской В. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.