Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Подгорная Е.П.
Судей
Князевой О.Е.
Грибиненко Н.Н.
При секретаре
Мамедрзаеве М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тимошкиной Г. А. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 ноября 2018 года по гражданскому делу N 2-3449/2018 по иску Тимошкиной Г. А. к Обществу с ограниченной ответственностью "Кристер" о взыскании денежных средств по договору об оказании туристских услуг, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, понесенных расходов.
Заслушав доклад судьи Князевой О.Е, объяснения Тимошкиной Г.А. и ее представителя Старикова Р.В, поддержавших доводы жалобы, представителя ООО "Кристер" Тохтоева М.Э, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Тимошкина Г. А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кристер" о защите прав потребителя в области туристических услуг, просила взыскать уплаченные денежные средства по договору реализации туристских услуг от 23 мая 2017 в размере 181 908 рублей, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 181 908 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей, штраф в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", судебные издержки в размере 20 000 рублей.
В обоснование иска указала, что 23 мая 2017 между истцом и ООО "Топ Трипс Тур" (агент) был заключен договор реализации туристских услуг, предметом которого являлась организация отдыха истца и членов ее семьи (супруга и внучки) в Греции на острове Кипр (Проторас) в 4-х-звездочном отеле "Тсоккос Сан Гарден" в период с 22 июня по 09 июля 2017 года. Туроператором являлся ООО "Кристер". Вылет из Санкт-Петербурга состоялся вместо 16 часов 50 минут в 21 час 00 минут 22 июня 2017 года и в течение всего времени ожидания более 4-х часов истцу и членам ее семьи не предлагались напитки, не обеспечивалось бесплатное питание, самолет был переполнен, все страдали от духоты. По прибытии в отель "Тсоккос Сан Гарден" истцу и членам ее семьи было сообщено, что мест в отеле не имеется, предложили переселиться в отель "Анмария Тсоккос Отель", который был расположен не в г.Проторас, а в г.Ай-Напа. По прибытии в указанный отель истцу также было сообщено, что мест в отеле нет, предложено заселиться в соседний отель, который оказался двухместным бунгало с одной кроватью и люлькой, в то время, как путешествующих было трое. Утром следующего дня истец обратилась к представителю туроператора в отеле с претензиями, однако сотрудники отеля отказались что-либо выяснять. Фактически истец и члены ее семьи проживали в отеле "Атлантик Ферейдж Резот Отель" 3* в период с 20 июня 2017 года по 09 июля 2017 года. Данный отель находился на расстоянии 1000 м от пляжа, пляж был каменистым, некомфортабельным для отдыха с маленьким ребенком, площадь бунгало составляла 14 кв.м. вместо номера в отеле площадью 52 кв.м. После возращения из поездки истец 14 июля 2017 года направила туроператору претензию с требованием возврата уплаченных денежных средств, однако туроператор отказал в удовлетворении требований истца.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Третье лицо ООО "Топ Трипс Тур" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, доказательств причин неявки представителя не представило, не просило об отложении рассмотрения дела. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в РФ" туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта. Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и/или иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" порядок оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 452 от 18.07.2007 года утверждены "Правила оказания услуг по реализации туристского продукта" (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.
В соответствии статьей 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона турист имеет право, в частности, на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 23 мая 2017 между Тимошкиной Г.А. и ООО "Топ Трипс Тур" (агент) заключен договор на оказание туристских услуг, предметом которого являлась организация отдыха истца и членов ее семьи (супруга и внучки) в Грецию на острове Кипр (г.Проторас) в 4-х-звездочном отеле "Тсоккос Сан Гарден" APTS, номер на 3-х человек One bedroom, питание НВ (завтрак, ужин) в период с 22 июня 2017 по 09 июля 2017. Туроператором являлся ООО "Кристер".
В турпутевку включено : авиаперелет Санкт-Петербург-Кипр (Ларнака) -Кипр (Ларнака) -Санкт-Петербург; трансфер а/п-отель-а/п; медицинская страховка, виза, бонусная карта "TopTrips-Премиум", повышенная медицинская страховка по возрасту на 2 человек (л.д.18-25).
Истцом произведена оплата по договору в размере 181 908 рублей (л.д.26).
Из материалов дела следует, что истец 14 июля 2017 года, 18 сентября 2017 года обратилась к ответчику с претензией, в которой изложила обстоятельства, указанные в иске, просила выплатить компенсацию за нанесенный материальный и моральный ущерб (л.д.27, 30, 32-38).
Истец в доказательство своих требований представила информацию о размещении в отеле (л.д. 39), маршрутные квитанции электронных билетов (л.д. 40-42), фотографии (л.д. 46-48).
Ответчик в письменных ответах на претензии истца указал, что в связи с невозможностью размещения в отеле 4-х-звездочном "Тсоккос Сан Гарден" APTS истец и члены семьи были заселены в отель аналогичной категории Anmaria Beach Hotel, при этом, в качестве компенсации было бесплатно предоставлено питание по системе "Все включено" стоимостью 812,60 евро вместо забронированного питания типа "полупансион", бесплатно предоставлен wi-fi стоимость 90 евро, постельное белье и полотенца менялись каждые три дня. Каких-либо замечаний по поводу качества белья и полотенец от истца на ресепшн отеля не поступало. В соответствии с пунктом 5.2 агентского договора туроператор вправе изменить комплекс услуг, входящих в состав реализуемого продукта, в частности, заменить отель на отель аналогичной категории, или выше, в случае отказа отеля от подтвержденного бронирования (л.д.28-29, 31).
Ответчиком в материалы дела представлен агентский договор от 15 декабря 2016 года N КР01-2016 между ООО "Кристер" (туроператор) и ООО " "... "" (турагент) (л.д.81-85), доверенность от ООО " "... "" на имя ООО " "... "" по передаче полномочий по реализации турпродукта по заявке N... (л.д.86), подтверждение бронирования по заявке N... для истца и членов ее семьи (л.д.87), калькуляцию тура по заявке N.., из которого следует, что общая стоимость тура составила 169 709 рублей 94 копейки, из которых авиаперелет - 84 546 рублей 39 копеек, отель - 81 461 рубль 61 копейка, медицинская страховка 1 380 рублей 30 копеек, трансфер 2 321 рубль 24 копейки (л.д.88), контракт от 01 февраля 2017 года N.., заключенный между ООО "Кристер" и иностранным партнером "... " (л.д.90-95).
Из информационного письма "... " от 22 июня 2017 года следует, что иностранный партнер информирует о невозможности заселения туристов Т +2 (бронь N... ) в номер категории One bedroom отеля Tsokkos Sun Garden APTS с 22 июня 2017 года по 09 июля 2017 года по причине технической неисправности части номерного фонда - поломка системы горячего водоснабжения. Туристы будут размещены в отеле Anmaria Beach 4*, который входит в группу отелей "Tsokkos". Стоимость проживания в отеле Tsokkos Sun Garden APTS на базе питания НВ (завтра ужин) составляет 74,35 евро. Стоимость проживания в отделе Anmaria Beach 4* на базе питания AL (все включено) составляет 90,50 евро. Вышеуказанным гостям от отеля будут предоставлены бесплатный WI-FI и питание по системе "все включено" (л.д.97).
В справке отеля Anmaria Beach 4*, указано, что в 2017-2018 указанный отель находится в г.Ай-Напа, имеет класс 4 звезды (л.д.98-99).
Аналогичная информация содержится в справке от 22 июня 2017 года отдела бронирования отелей Tsokkos (л.д.100-101).
В информационном письме "... " от 11 сентября 2018 года подтверждены вышеназванные обстоятельства (л.д.114).
В информационном письме "... " от 15 ноября 2018 года подтверждено, что туристы по брони N... ( Т +2) с 22 июня 2017 года по 09 июля 2017 года проживали в отеле Anmaria Beach 4*, в номере категории One bedroom, с питанием AL (все включено) (л.д. 122-124).
Разрешая исковые требования истцов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федерального закона "О защите прав потребителей", Правил оказания услуг по реализации туристического продукта, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований в связи с непредставлением истцом доказательств ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств и заселения истца с семьей в отель низшей категории, при том, что возможность изменения туроператором услуг, входящих в туристский продукт (в том числе замена средства размещения, перевозчика, типа воздушного судна), на аналогичные услуги без взимания какой-либо доплаты со стороны заказчика, предусмотрено договором; ответчиком произведена замена отеля, однако, истцу предоставлен отель равнозначной категории с улучшенными дополнительными условиями и без взимания какой-либо доплаты со стороны туриста.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела.
Доводы жалобы о неправильной оценке судом представленных сторонами доказательств не могут быть приняты во внимание. Как следует из обжалуемого решения всем представленным доказательствам истца дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все доводы иска нашли отражение в судебном акте.
Нарушений норм процессуального права при разрешении дела судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, в которой истец излагает позицию, высказанную ею в суде первой инстанции, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь положениями статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимошкиной Г. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.