Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Головкиной Л.А, Чуфистова И.В.
при секретаре Журко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2019 года административное дело N2а-3965/18 по апелляционной жалобе Бутенко Сергея на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2018 года по административному исковому заявлению Бутенко Сергея к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании отказа Управления по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в приеме заявления о выдаче свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Трикуля П.С, действующего на основании доверенности от 02 ноября 2016 года сроком на три года, и представителя административного ответчика Николашкиной О.В, действующей на основании доверенности от 21 марта 2019 года сроком до 31 декабря 2019 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бутенко С. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Управления по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее УВМ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области) от 9 июля 2018 года в приеме заявления и документов о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом.
В качестве способа восстановления нарушенного права Бутенко С. просил обязать административного ответчика принять заявление и документы об оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом.
В обоснование заявленных требований Бутенко С. указал, что является гражданином Украины, 09 июля 2018 года явился в отдел УВМ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области с целью подачи заявления об оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом, в приеме которого было отказано по причине того, что в 2017 году ему выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, в связи с чем он не может являться участником Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом. По мнению административного истца, отказ административного ответчика является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку при подаче заявления им были соблюдены требования закона и предоставлены все необходимые документы, основания для отказа в приеме заявления и документов отсутствовали.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Бутенко С. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что им были представлены все документы в соответствии с пунктом 36 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 07 ноября 2017 года N842, действующим законодательством не предусмотрены какие-либо категории свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебной повесткой.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что право административного истца на обращение и подачу документов об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, не нарушено, поскольку с таким заявлением в установленном порядке Бутенко С. не обращался.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Административное судопроизводство согласно пункту 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Бутенко С, утверждая об отказе УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в принятии 9 июля 2018 года заявления об оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом, не представил этому доказательств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения проживающих за рубежом соотечественников Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
Согласно пункту 13 указанной Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.
Предоставление государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным Приказом МВД России от 07 ноября 2017 года N842 (далее - Административный регламент).
Непосредственно предоставление государственной услуги согласно пункту 25.2 Административного регламента осуществляется подразделениями по вопросам миграции в отношении соотечественников, проживающих в Российской Федерации либо признанных беженцами, либо получивших временное убежище.
В соответствии с пунктом 34 Административного регламента соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление об участии и одновременно представляет копии документов, предусмотренные в пунктах 36-38 Административного регламента.
Согласно пункту 76 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления об участии; рассмотрение заявления об участии; формирование и направление межведомственных запросов; принятие решения о выдаче свидетельства участника Государственной программы, оформление и выдача (отказ в выдаче) свидетельства участника Государственной программы; замена свидетельства участника Государственной программы.
Пунктом 14 Административного регламента предусмотрено информирование по вопросам, касающимся: способов подачи заявления об участии, заявления о замене свидетельства; адресов представительств МВД России, подразделений по вопросам миграции, в которые можно обратиться с заявлением об участии, заявлением о замене свидетельства; графиков работы представительств МВД России, подразделений по вопросам миграции; документов, необходимых для предоставления государственной услуги; порядка и сроков предоставления государственной услуги; порядка досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц и принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги.
Также в соответствии с пунктом 17 Административного регламента при необходимости заявителю оказывается содействие в выборе оптимального варианта переселения и информирование по вопросам, связанным с участием в Государственной программе.
Пунктом 21 Административного регламента установлено, что с учетом интересов заявителей, временных и климатических условий, а также особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации часы приема соотечественников, проживающих в Российской Федерации либо признанных беженцами, либо получивших временное убежище, могут изменяться руководителем (начальником) территориального органа МВД России, но при этом прием должен быть организован таким образом, чтобы исключить образование очередей.
В соответствии с записью в журнале приема граждан по реализации государственной программы по оказанию добровольного переселения соотечественников на приеме 9 июля 2018 года Бутенко С. оказана консультация и разъяснены положения пункта 16 Указа Президента (л.д.162-165).
Согласно рапорту заместителя начальника ОРСБиВП УВМ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области- начальника отделения по работе с соотечественниками Косаревой Е.В. 9 июля 2018 года Бутенко С. была оказана только консультация по участию в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, подача документов для участия в Государственной программе осуществляется на личном приеме по предварительной записи (л.д.20-21).
Из объяснений административного истца следует, что он обращался в окно N4 (л.д.125).
Согласно информации, размещенной на окне N4, специалист осуществляет консультации по вопросам определения правового статуса граждан Украины на территории Российской Федерации, прием заявлений на внесение изменений в личные дела, постановке на учет (снятия с учета) в связи с прибытием и убытием в другие регионы (л.д.161).
Поскольку административный истец оспаривает только отказ в принятии документов, при этом доказательств этому не представил, и указанное опровергается имеющимися в материалах дела документами, а согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным требованиям, то суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе Бутенко С. в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бутенко С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.