Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Чуфистова И.В, Селезневой Е.Н.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2019 года апелляционную жалобу Павлова С. М. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 года по административному делу N 2а-3436/19 по административному исковому заявлению Павлова С. М. к Военному Комиссару Калининского района Санкт-Петербурга, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" об оспаривании решений, действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителя административного истца Павлова С.М. - Горбачева А.Н, представителя административного ответчика ФКУ Военный комиссариат Санкт-Петербурга - Гайфутдиновой Ю.С, представителя заинтересованного лица Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининскому району Санкт-Петербурга - Романенко И.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлов С.М. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными бездействие военного комиссара Калининского района Санкт-Петербурга, выразившееся в невыдаче административному истцу повестки о необходимости явки для отправки в вооруженные силы за три дня до проведения мероприятия, связанного с призывом на военную службу;
- признать незаконным задержание Павлова С.М. должностными лицами ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и доставлении в сборный пункт военного комиссариата Санкт-Петербурга, произведенное 21 декабря 2017 года;
- признать незаконным удержание должностными лицами военного комиссариата Санкт-Петербурга Павлова С.М. на территории сборного пункта в период с 21 по 23 декабря 2017 года.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Полагая приведенное решение суда незаконным, административный истец подал на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением действующего законодательства и неверной оценкой, представленных в ходе рассмотрения спора доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Павлов С.М, административный ответчик - представители административных ответчиков - ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербург", Военный комиссар Санкт-Петербурга, Министерства обороны Российской Федерации, не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, представление своих интересов административный истец доверил представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также принимая во внимание положения частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы на решение суда, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Павлов С.М, "дата" года рождения, с 19 января 2015 года состоит на воинском учете в военном комиссариате Калининского района Санкт-Петербурга.
20 декабря 2017 года Павлов С.М. был извещен о необходимости явки 21 декабря 2017 года в военный комиссариат Калининского района Санкт-Петербурга для медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии, по результат прохождения которого, 21 декабря 2017 году ему была установлена категория годности Б3.
В эту же дату Павлову С.М. была выдана повестка для явки в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.
В связи с отказом Павлова С.М. следовать с сотрудниками военного комиссариата на городской сборный пункт, 21 декабря 2017 года Военным комиссариатом Калининского района Санкт-Петербурга были направлены обращения в 17 отдел полиции о доставлении гражданина и в ГИБДД УМВД России по Калининскому району Санкт-Петербурга об оказании содействия в доставлении гражданина на городской сборный пункт Санкт-Петербурга.
Из пояснений стороны административного истца в судебном заседании 4 апреля 2019 года следует, что 20 декабря 2017 года Павловым С.М. была получена повестка о необходимости явки 21 декабря 2017 года для отправки к месту прохождения службы.
Полагая незаконными действия должностных лиц, Павлов С.М. в обоснование административного иска указывал на то, что был транспортирован на сборный пункт против воли, в отсутствие для этого каких-либо оснований, что привело к нарушению его прав. При этом, удерживался на сборном пункте до 23 декабря 2017 года. Был отпущен только после подачи в суд административного иска об оспаривании решения призывной комиссии об установлении категории годности и призыве на военную службу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что действия совершенные административными ответчиками не привели к нарушению прав административного истца.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда постановлен в пределах заявленных исковых требований, основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений пунктов 1, 2 статьи 1, пункта 1 статьи 5, пунктов 1, 2, 4 статьи 31, пункта 7 статьи 28, абзаца 2 пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пунктов 10, 17, 18, 19 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", пункта 34 приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" (вместе с "Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе"), а также Приложения N 30 к названному Приказу, частей 1,3 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", с учетом Приказа Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10 сентября 2007 года "Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о несвоевременном (менее чем за три дня) выдачи повестки о необходимости явки на призывной пункт с целью дальнейшей отправки для прохождения военной службы, не могут быть полжены в основу отмены решения суда, исходя из следующего.
Согласно статье 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений пунктов 6, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (далее - повестки).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Таким образом, как верно указано судом, установленный пунктом 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации срок вручения повесток носит рекомендательный характер, в связи с чем, вручение призывнику повестки в более короткий срок не может рассматриваться как существенное нарушение его прав и являться основанием для признания незаконным решения о призыве на военную службу.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном удержании военным комиссариатом административного истца, то есть незаконное лишении его свободы в период с 21 декабря 2017 года по 23 декабря 2017 года, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Так, согласно части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и согласно его статьям 8, 9, 10, 26 Федеральный закон регламентирует организацию воинского учета, включая первоначальную постановку граждан на воинский учет и их обязанности по воинскому учету, и организацию призыва граждан на военную службу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 названного Федерального закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждена Министерством обороны Российской Федерации в порядке реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (далее - Инструкция).
В силу абзаца 1 пункта 47 Инструкции на сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. Призывников, находящихся в резерве, возвращать в военные комиссариаты запрещается.
Разрешенный резерв призывников, находящихся на сборном пункте, распределять по последним командам с таким расчетом, чтобы к моменту выполнения нормы призыва граждан на военную службу на сборном пункте их не оставалось.
При этом абзац первый пункта 47 Инструкции, разрешающий иметь на сборном пункте резерв призывников до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах и командах, воспроизводит правило, закрепленное в пункте 30 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, направлен на организацию работы сборного пункта, выделяемого военному комиссариату субъекта Российской Федерации и предназначенного для обеспечения организованной отправки граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) и передачи их представителям воинских частей.
Кроме того, пункт 47 Инструкции не определяет правовой статус призывников, зачисленных в резерв, сроки их пребывания на сборном пункте и не ограничивает право на свободу и личную неприкосновенность этих призывников, в том числе заявителя.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у военного комиссариата полномочий по содержанию Павлова С.М. в пункте сбора до его направления к месту службы при наличии вынесенного в отношении него решения об установлении категории годности и призыве на военную службы.
Доводы апелляционной жалобы о толковании порядка действия и применения пункта 30 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку подлежат оценке в ином порядке.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в части признания незаконными действий сотрудников полиции, поскольку суд также усмотрел наличие противоправных действия со стороны этих должностных лиц, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 31 указанного Федерального закона в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В силу пункта 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел (муниципальный) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 250 "Вопросы организации полиции", принятого в развитие Федерального закона "О полиции", в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкций, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10 сентября 2007 года.
Подпунктом "ж" пункта 4 указанной Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.
В силу подпункта "а" и "б" пункта 5 Инструкции начальники отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Как следует из пояснений самого административного истца и материалов дела, первоначально Павлов С.М. был приглашен для прохождения медицинского освидетельствования граждан на 19 декабря 2017 года. Однако от явки 19 декабря 2017 года на призывной пункт уклонился, в связи с чем 20 декабря 2017 года был повторно вызван для прохождения медицинского освидетельствования и направлению к месту службы.
Таким образом, в рамках взаимодействия отделов полиции с военным комиссариатом Санкт-Петербурга и его подразделениями, принимая во внимание отказ Павлова С.М. от направления на сборный пункт и его уклонение от призывных мероприятий, оспариваемые действия сотрудников полиции не могут быть признаны незаконными, ввиду того, что осуществлены на основании обращения военного комиссариата Калининского района Санкт-Петербурга от 21 декабря 2017 года.
При этом, само направление указанного обращения находится в компетенции военного комиссара и истцом не оспаривается.
Согласно Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2012 года N 389, исполнение обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции", Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с правилами, предусмотренными приложением 1 к настоящему Наставлению.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.