Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Александровой Ю.К.
при секретаре Мерцаловой Ю.Ю.
с участием прокурора Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2019 года административное дело N2а-6096/2019 по апелляционной жалобе Фомина С. В. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному исковому заявлению Фомина С. В. о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Перевязкина Д.Ю, действующего на основании доверенности от 26 июля 2019 года сроком на 3 года, представителей административного ответчика-председателя Громцева О.В, Книзель С.Г, действующей на основании доверенности от 21 июня 2019 года сроком по 31 декабря 2019 года, Девятовского М.Л, действующего на основании доверенности от 29 июля 2019 года, заинтересованного лица Денковича Д.А, заключение прокурора Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомин С. В. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ N21 от 16 июля 2019 года N2019/15-5 "О регистрации кандидатов в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Муниципальный округ N21 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N58 Денковича Д. А.".
В обоснование заявленных требований Фомин С.В. указал, что зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 58; по тому же избирательному округу решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ N21 от 16 июля 2019 года N2019/15-5 зарегистрирован Денковиич Д.А. Регистрация Денковича Д.А, по мнению административного истца, является незаконной, так как Денковичем не представлены надлежащее решение о его выдвижении и Постановление Пленума Комитета, документ о создании местного отделения партии; постановление о создании местных отделений партии датируется 1 апреля 2002 года, в то время как согласно сведениям ЕГРЮЛ Санкт-Петербургское городское отделение КПРФ зарегистрировано 28 июня 2002 года.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец Фомин С.В. и представитель заинтересованного лица Коммунистической партии Российской Федерации, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец - телеграммой, заинтересованное лицо - по электронной почте.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административный истец и заинтересованное лицо об отложении дела не просили, их неявка не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителей административного ответчика и заинтересованного лица, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее -Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно части 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются следующие обстоятельства.
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 от 18 июня 2019 года N 11 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 шестого созыва.
Решениями Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 зарегистрированы:
-15 июля 2019 года административный истец Фомин С.В. (решение N2019/14-5);
-16 июля 2019 года заинтересованное лицо Денкович Д.А. (решение N2019/15-5).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у избирательной комиссии не имелось оснований, предусмотренных подпунктами "б", "в", "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, для отказа Денковичу Д.А. в регистрации кандидатом в депутаты.
Данный вывод суда следует признать правильным.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Статьёй 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 названного Федерального закона выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее Федеральный закон "О политических партиях"). Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 22 и пункте 3 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
В силу пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 этого же Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 названного Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 данного Закона, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений)-копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае, если уставом избирательного объединения при принятии решения о выдвижении кандидата предусматривается делегирование полномочий по выдвижению кандидата, вместе с решением о выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию также представляются документы, подтверждающие соблюдение указанного условия.
Согласно пункту 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 решение о выдвижении кандидата, указанное в приведённом выше подпункте "в" пункта 7 этой же статьи Закона Санкт-Петербурга, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
В силу статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В соответствии с пунктом 5.7 Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее КПРФ) постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет.
Комитет КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления (пункт 5.8 Устава КПРФ).
Постановлением (решением) Бюро Комитета Санкт- Петербургского городского отделения КПРФ от 24 июня 2019 года согласована кандидатура Денковича Д.А, предложенная для выдвижения Калининским местным (районным) отделением КПРФ кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 шестого созыва по избирательному округу N 58 (л.д. 60).
Решением Пленума Комитета Калининского местного (районного) отделения КПРФ от 25 июня 2019 года на основании результатов тайного голосования Денкович Д.А. выдвинут кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 шестого созыва по избирательному округу N 58 (л.д. 58).
Следовательно, процедуру согласования выдвижения кандидата местным отделением КПРФ следует считать выполненной и соответствующей Уставу названной политической партии.
Представленное решение о выдвижении Денковича Д.А. соответствует требованиям, изложенным в подпункте "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года и в пункте 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о не предоставлении Денковичем Д.А. документа о создании местного отделения КПРФ опровергаются материалами дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона "О политических партиях" политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
Пунктом 1 статьи 15 Закона "О политических партиях" предусмотрено, что политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом о политических партиях специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. Структурные подразделения партии действуют на основании единого Устава КПРФ.
В силу пункта 5.1 Устава местное отделение КПРФ создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Денкович Д.А. представил в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 свидетельство о государственной регистрации Санкт-Петербургского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", а также постановление Бюро Комитета названного регионального (городского) отделения политической партии от 1 апреля 2002 года о создании Калининского местного (районного) отделения политической партии КПРФ (л.д. 56-5, 59).
Довод апелляционной жалобы о том, что создание местного (районного) отделения КПРФ решением Бюро Комитета Санкт-Петербургского отделения КПРФ противоречит пункту 5.1 Устава КПРФ, поскольку таковое должно создаваться не решением Бюро Комитета, а решением Учредительного собрания или Конференции регионального (городского) отделения КПРФ, не может служить основанием для вывода о незаконности оспариваемого решения избирательной комиссии и о наличии оснований для отмены постановленного по делу судебного решения.
Проверка принятых органами политической партии решений о создании своих структурных подразделений (региональных, местных) на предмет соответствия таких решений Уставу политической партии не входит в компетенцию избирательных комиссий при решении вопроса о регистрации кандидатов в депутаты, выдвигающихся политическими избирательными объединениями.
Доказательств того, что решение Бюро Комитета Санкт-Петербургского отделения КПРФ о создании Калининского местного (районного) отделения КПРФ от 1 апреля 2002 года было отменено в соответствии с Уставом КПРФ или признано в установленном законом порядке незаконным стороной административного истца в ходе судебного разбирательства по данному делу не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии, решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Как уже было установлено, решение Пленума Комитета Калининского местного (районного) отделения КПРФ от 25 июня 2019 года, которым Денкович Д.А. выдвинут кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва избирательный округ N58, прошло процедуру согласования в бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ, поэтому приведённой выше норме Федерального закона "О политических партиях", вопреки утверждениям истца, не противоречит.
То обстоятельство, что Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (пункт 9 статьи 35) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 (пункт 2 статьи 24) признаёт избирательным объединением не только саму политическую партию, но и её региональные и местные отделения, не свидетельствует о неправильности решения Пленума Комитета Калининского местного (районного) отделения КПРФ от 25 июня 2019 года, содержащего указание на выдвижение Денковича Д.А. от политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и на получение от кандидата согласия на выдвижение от этой политической партии.
Исходя из положений подпункта "е" пункта 1, пункта 3 статьи 37 Федерального закона "О политических партиях", следует прийти к выводу о том, что политическая партия считается участвующей в выборах посредством выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, выдвигаются местными (районными) отделениями такой партии.
Поэтому указание в решении местного отделения политической партии о выдвижении кандидата о согласии последнего баллотироваться от самой политической партии, но не от её регионального или местного отделения, не может расцениваться в качестве несоответствия такого решения законодательству, определяющему порядок выдвижения кандидатов в депутаты от политических объединений.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фомина С. В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.