Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Птоховой З.Ю.
при секретаре Мерцаловой Ю.Ю.
с участием прокурора Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2019 года административное дело N2а-3319/2019 по апелляционной жалобе Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары и апелляционному представлению прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года по административному исковому заявлению Коцаревой Л. А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Равчеева Д.Н, действующего на основании доверенности от 16 июля 2019 года, представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары адвоката Русякиной И.В, действующей на основании ордера N1867735 от 12 августа 2019 года и доверенности от 23 июля 2019 года, заключение прокурора Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коцарева Л. А. обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 12 июля 2019 года N7-2 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого о созыва по многомандатному избирательному округу N3.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Коцарева Л.А. просила обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Шушары зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования поселок Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга в порядке самовыдвижения по многомандатному округу N3; обратить решение суда к немедленному исполнению; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований Коцарева Л.А. указала, что подала в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары заявление о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования поселок Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному округу N3 и необходимые документы. Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 12 июля 2019 года ей отказано в регистрации кандидатом в связи с предоставлением незаверенной копии документа об образовании и не представлении первого финансового отчета. Решение избирательной комиссии, по мнению Коцаревой Л.А, является незаконным, так как ею были сданы заверенный документ об образовании и первый финансовый отчет, о чем избирательной комиссией ей выдано подтверждение о приеме документов, также избирательная комиссия не уведомляла её о имеющихся в документах недостатках.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года административный иск Коцаревой Л.А. удовлетворен, признано незаконным и отменено решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 12 июля 2019 года N7-2 "Об отказе в регистрации Коцаревой Л.А. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу N3, на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары возложена обязанность зарегистрировать Коцареву Л.А. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга в прядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу N3.
В апелляционной жалобе Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары просит решение отменить и отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указал, что Коцарева Л.А. представила незаверенную копию документа об образовании, копии документов о смене фамилии, в финансовом отчете не указано наименование округа.
На решение суда также подано апелляционное представление прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга, в котором ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать Коцареву Л.А. кандидатом, возложив обязанность повторно рассмотреть заявление Коцарецой Л.А. о регистрации кандидатом в депутаты.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Коцарева Л.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - телефонограммой.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административный истец об отложении дела не просила, её неявка не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего изменить решение суда в части способа восстановления нарушенного права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее -Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Статьёй 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей;
б) данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются;
в) первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 12 июля 2019 года N7-2 Коцаревой Л.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва на основании подпункта "в" части 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям статьи 22, 29 названного закона:
-в нарушение подпункта "б" части 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 представлена незаверенная копия документа об образовании;
-в нарушение подпункта "в" части 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 представлена незаверенная копия документа об образовании;
-в нарушение подпункта "в" части 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 не представлен первый финансовый отчет.
Как следует из материалов дела, Коцарева Л.А. обратилась 27 июня 2019 года в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары с заявлением о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования поселок Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному округу N3 и представила необходимые документы, в том числе копию диплома об образовании на одном листе с текстом на обеих сторонах листа, заверив своей подписью только одну сторону копии диплома, на котором содержатся сведения об учебном заведении, номер диплома, дата решения государственной аттестационной комиссии, фамилия, имя и отчество лица, кому выдан диплом, присужденная квалификация, подписи должностных лиц и печати (л.д.50-51).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что копия диплома об образовании Коцаревой Л.А. была заверена.
3 июля 2019 года Коцарева Л.А. представила в избирательную комиссию подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, первый финансовый отчет, что подтверждается Подтверждением избирательной комиссии о полученных документах (л.д.34, 62-64).
Не указание в первом финансовом отчете сведений о наименовании округа не являлось основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе Коцаревой Л.В. в регистрации кандидатом в депутаты, а поскольку суд проверяет решение избирательной комиссии в части указанных в решении оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, то не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 12 июля 2019 года Коцаревой Л.А. в регистрации кандидатом по указанным в решении основаниям, является незаконным.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь приведенным положением Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, судебная коллегия считает подлежащим удовлетворению представлении прокурора Пушкинского района об изменении способа восстановления нарушенного права Коцаревой Л.А, возложив на административного ответчика обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Коцаревой Л.А. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N3.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года изменить в части указания способа восстановления нарушенного права.
Обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары рассмотреть вопрос о регистрации Коцаревой Л. А. в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N3.
В остальной части решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.