Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Цыганковой В.А, Рябко О.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
с участием прокурора
Ермаковой Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2019 года апелляционную жалобу Таранюк Е. А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2019 года по административному делу N 2а-3376/2019 по административному исковому заявлению Таранюк Е. А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения административного истца - Таранюк Е.А, представителя ИКМО - Степановой А.Е, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Ермаковой Я.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Таранюк Е.А. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Васильевский (далее - ИКМО Васильевский) от 18 июля 2019 года N 102 об отказе в регистрации истца в качестве кандидата в депутаты внутригородского муниципального образования муниципального округа Васильевский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N16, обязав ответчика зарегистрировать истца кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований Таранюк Е.А. ссылалась на то, что для реализации своего пассивного избирательного права обратилась в установленный срок с заявлением о выдвижении в качестве кандидата в депутаты внутригородского муниципального образования муниципального округа Васильевский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N16 (далее - МС ВМО МО Васильевский (далее - кандидат).
Вместе с тем, решением ИКМО Васильевский от 18 июля 2019 года отказано в регистрации истца в качестве кандидата, в связи с признанием подписных листов недействительными по причине признания части имеющихся подписей недействительными.
Полагая названное решение незаконным, Таранюк Е.А. ссылалась на то, что лично собирала подписи избирателей, лично сверяла все паспортные данные, даты и подписи избиратели в подписные листы вносили собственноручно.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик своего представителя не направил, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ИКМО Васильевский.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский от 18 июня 2019 года N 10 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в газете "Муниципальный вестник округа N8" от 21 июня 2019 года.
Согласно Подтверждениям о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N16 от 26 июня 2019 года, от 27 июня 2019 года, от 3 июля 2019 года и от 5 июля 2019 года председателем ИКМО от Таранюк Е.А. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом);
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности с изменениями;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде;
- справка об отсутствии судимости;
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда;
- справка об открытии специального избирательного счета;
- выписка с лицевого счета;
- подписные листы с подписями избирателей;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей;
- документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
- первый финансовый отчет.
13 июля 2019 года Таранюк Е.А. извещена о несоблюдении требований закона к оформлению представленных документов, а именно:
- в сведениях о размерах и об источниках доходов указана дата не в соответствии с требованиями законодательства;
- в первом финансовом отчете от 4 июля 2019 года не отражена оплата подписных листов;
- в первом финансовом отчете, представленном в ИКМО 9 июля 2019 года, нет даты его оформления.
17 июля 2019 года Таранюк Е.А, была извещена о дате и времени рассмотрения вопроса о ее регистрации в качестве кандидата.
Решением ИКМО от 18 июля 2019 года N 102 отказано в регистрации Таранюк Е.А. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Петровский шестого созыва по избирательному округу N 16 на основании подпункта "е" пункта 13 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Согласно итоговому протоколу рабочей группы о проверке подписных листов, основанием для признания подписей недостоверными и (или) недействительными, послужили результаты почерковедческого исследования подписных листов кандидата.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
При этом, пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного Федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.
Исходя из пункта 6.3 статьи 38 названного Федерального закона по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 данной статьи.
Аналогичные требования приведены в пункте 12 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", согласно которой недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Таранюк Е.А. в ИКМО Васильевское было представлено 16 подписей избирателей, собранных в поддержку ее выдвижения.
В соответствии со статьей 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" 11 июля 2019 года ИКМО Васильевское представленные 16 подписей избирателей были направлены для проведения почерковедческого исследования.
По результатам почерковедческого исследования подписных листов, проведенного Экспертно-криминалистическим центром Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, дано заключения N 7/И/284-19 от 11 июля 2019 года.
Согласно названому заключению, в ходе проведенного исследования специалистами установлено, что на листе 1 в строке 1 от имени В.Г.Е, в строке 3 от имени Г.Е.А, в строке 4 от имени К.Е.В. в графе "Дата внесения подписи" - выполнены одним лицом, осуществлявшим сбор подписей, на листе 1 в строке 5 от имени Г.Л.А, на листе 2 в строке 5 от имени Г.А.А, на листе 3 в строке от имени М.Л.Г, в строке 5 от имени Р.Л.Н. в графе "Дата внесения подписи" - выполнены одним лицом.
Решением ИКМО Васильевское от 20 июня 2019 года N05 установлено необходимое количество подписей избирателей в поддержку кандидата. По многомандатному округу N16 это количество составляет 12 подписей.
Согласно пункту 12 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктами "е" и "л" пункта 13 статьи 27 указанного Закона недействительными признаются:
- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
- подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пункта 5 настоящей статьи.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что при наличии сведений о признании недействительными 7 из 16 подписей, у ИКМО отсутствовали основания для регистрации Таранюк Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального образования муниципального округа Васильевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N16.
При этом судебная коллегия учитывает, что пунктом 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 и пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ прямо запрещено производить замену либо вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона к их оформлению.
Таким образом, у ИКМО Васильевское отсутствовала обязанность для уведомления истца о недостатках, выявленных в подписных листах, а у Таранюк Е.А. - право на замену подписных листов, представленных в избирательную комиссию, или внесение в них уточнений и дополнений.
Предоставление в избирательную комиссию для регистрации кандидата недостаточного количества достоверных подписей избирателей, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что Законодатель не предоставляет избирательной комиссии право каким-либо образом опровергать или ставить под сомнение выводы специалистов, изложенные в почерковедческом исследовании.
В Методических рекомендациях ЦИК России по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, от 13 июня 2012 года N 128/986-6 указано, что каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства.
Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах установлен порядок проверки достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также круг лиц, привлекаемых к проверке подписных листов.
Административным истцом не представлено суду никаких доказательств, позволяющих усомниться в правильности выводов специалистов, составленные специалистами исследования не противоречат требованиям ранее указанных актов.
В силу части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения спора истцом не заявлено ходатайство о проведении дополнительного исследования, либо опросе свидетелей, чьи подписи поставлены под сомнение.
С учетом положений приведенной нормы процессуального права в системе избирательного законодательства и механизмов гарантии прав граждан на свободное волеизъявление, судебная коллегия приходит к выводу, что допустимых доказательств, подтверждающих изложенные в административном иске доводы, истцом не представлено.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что выводы суда подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.