Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Цыганковой В.А, Рябко О.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
с участием прокурора
Ермаковой Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2019 года апелляционную жалобу Рекстина А. Ф. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года по административному делу N 2а-6141/2019 по административному исковому заявлению Вайцехович Н. А. к избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидатом в депутаты шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48 Рекстина А. Ф..
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителя административного истца Вайцехович Н.А. - Жданцева В.Ю, представителя административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка - Янус Н.Ю, представителя заинтересованного лица Рекстина А.Ф, - Михайловой К.А, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Ермаковой Я.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вайцехович Н.А. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии от 9 июля 2019 года N 76 о регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка шестого созыва по избирательному округу N 48 Рекстина А.Ф, аннулировав регистрацию названного кандидата.
В обоснование административного иска Вайцехович Н.А. ссылалась на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48.
По указанному избирательному округу также зарегистрирован кандидатом в депутаты и Рекстин А.Ф.
Вместе с тем избирательная комиссия Муниципального образования муниципального округа Гражданка (далее - ИКМО Гражданка), по мнению административного истца, необоснованно приняла решение о регистрации Рекстина А.Ф, поскольку в представленных заинтересованным лицом для регистрации документах имелись существенные нарушения избирательного законодательства, препятствовавшие принятию документов.
Так, уточнив заявленные требования в судебном заседании суда первой инстанции 30 июля 2019 года, административный истец ссылался на отсутствие в поданном в избирательную комиссию заявлении личной подписи кандидата и реквизитов диплома, документа, подтверждающего наличие образования или квалификацию Рекстина А.Ф.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановленным решением суда признано незаконным и отменено решении ИКМО Гражданка от 9 июля 2019 года N76 о регистрации кандидатом в депутаты Муниципального образования муниципальный округ Гражданка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N48 Рекстина А.Ф, также с ИКМО Гражданка в пользу Вайцехович Н.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Рекстин А.Ф. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Вайцехович Н.А, заинтересованное лицо - Рекстин А.Ф, не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, представление своих интересов доверили представителем, имеющем надлежащим образом удостоенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ от 18 июня 2019 года N 18 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гагаринское шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в газете "Муниципальная Гражданка" 20 июня 2019 года.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N48, председателем ИКМО Гражданка 1 июля 2019 года в 13 часов 50 минут от Рекстина А.Ф. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия ИНН;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом);
- сведения о доходах;
- справка с места работы, и ее копия;
- выписка из протокола VI этапа 19 конференции ПП Справедливая Россия;
- машиночитаемая форма заявления и сведений о доходах.
В порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, 1 июля 2019 года Рекстину А.Ф. дано письменное разрешение на открытие специального избирательного счета.
Согласно подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата, 2 июля 2019 года в 16 часов 56 минут председателем ИКМО Гражданка приняты от Рекстина А.Ф. следующие документы:
- первый финансовый отчет;
- выписка из лицевого счета;
- заявление о назначении финансового уполномоченного от Рекстина на К.;
- заявление от К.Е.В. о согласии быть уполномоченным, копия ее паспорта, копия СНИЛС, копия пенсионного удостоверения, нотариально заверенная доверенность;
- машиночитаемая форма первого финансового отчета.
Решением ИКМО Гражданка от 9 июля 2019 года N 76 Рекстин А.Ф. зарегистрирован кандидатом в депутаты шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Доказательств наличия таких оснований, материалы дела не содержат.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Положением подпунктов "в" и "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ установлено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа (подпункт "а"); решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
В силу указания пункта 14.6 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый, представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением.
Необходимые документы в деле названного кандидата представлены. Избирательная комиссия не была введена заинтересованным лицом или избирательным объединением в заблуждение. Указанное нарушение также не может повлечь впоследствии нарушения прав избирателей.
При этом, судом неверно приняты во внимание доводы административного истца о неполноте сведений об образовании Рекстина А.Ф.
Так, в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
По вопросу отсутствия в заявлении о выдвижении кандидата его квалификации в соответствии с имеющимся у него высшим образованием суд правильно исходил из требований части 6 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которыми документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра).
Следовательно, квалификация подразумевает связь с профессией или специальностью кандидата.
Согласно разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата (утвержденных Постановлением от 11 июня 2014 года N 235/1488-6), в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа (абзац 3 пункт 1).
Из изложенного следует, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться на выборах определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, в частности, дипломом, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.
Судебная коллегия учитывает, что лица, участвующие в деле, не оспаривают, что Рекстиным А.Ф. в заявлении о выдвижении указано имеющееся у него профессиональное образование, представлена копия диплома, в котором содержатся необходимые реквизиты и сведения о специальности и квалификации кандидата.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
Проанализировав содержание представленных Рекстином А.Ф. в ИКМО Гражданка документов, судебная коллегия приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, были соблюдены заинтересованным лицом в полном объеме.
При этом оценивая доводы административного истца об отсутствии на заявлении о согласии баллотироваться личной подписи Рекстина А.Ф, также как и представление заинтересованным лицом ненадлежащих копий подаваемых в ИКМО Гражданка документов, судебная коллегия полагает, что они не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат представленным в ходе рассмотрения спора доказательствам.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что административным ответчиком представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемого решения, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об удовлетворении требований Вайцехович Н.А. о признании незаконным решения ИКМО Гражданка о регистрации в качестве кандидата Рекстина А.Ф. не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда в об удовлетворении требований иска подлежит отмене. В удовлетворении иска надлежит отказать по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года об удовлетворении заявленных требований отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Отказать Вайцехович Н. А. в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения к избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка от 9 июля 2019 года N76 о регистрации кандидатом в депутаты шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48 Рекстина А. Ф..
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.