Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Птоховой З.Ю,
при секретаре Мерцаловой Ю.Ю.
с участием прокурора Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2019 года административное дело N2а-3343/2019 по апелляционной жалобе Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному исковому заявлению Трофимова М. Д. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Ухова В.Н, действующего на основании доверенности от 23 июля 2019 года сроком на 2 месяца, представителя административного ответчика адвоката Русякиной И.В, действующей на основании ордера N1867733 от 12 августа 2019 года и доверенности от 23 июля 2019 года, заключение прокурора Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трофимов М. Д. обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 13 июля 2019 года N8-4 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого о созыва по многомандатному избирательному округу N2.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Трофимов М.Д. просил обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования поселок Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу N2; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований Трофимов М.Д. указал, что подал в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары заявление о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования поселок Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу N2 и необходимые документы. Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 13 июля 2019 года ему отказано в регистрации кандидатом на основании подпункта "з" пункта 4 статьи 29 в связи с тем, что представленные им документы не соответствуют подпункту "и" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга". Решение избирательной комиссии, по мнению Трофимова М.Д, является незаконным, так как в представленных им подписных листах содержится необходимая информация и не содержится информации, которая вводит в заблуждение избирателей и избирательную комиссию, либо нарушает принцип равенства кандидатов.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года административный иск Трофимова М.Д. удовлетворен частично, признано незаконным и отменено решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 13 июля 2019 года N8-4 "Об отказе в регистрации Трофимова М.Д. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга в прядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу N2", на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Трофимова М.Д. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга в прядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу N2.
В апелляционной жалобе Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары просит решение отменить и отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указал, что административный истец не имеет регистрации в Санкт-Петербурге и потому в заявлении о выдвижении кандидатом недостоверно указал сведения; подписные листы не соответствуют установленной форме, так как не указан шестой созыв, в связи с чем все подписные листы являются недействительными, однако суд первой инстанции не отразил это в решении суда, что является нарушением статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; административным истцом проигнорирован пункт 5 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, предусматривающий одновременную сдачу документов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Трофимов М.Д. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - телефонограммой.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административный истец об отложении дела не просил, его неявка не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего изменить решение суда в части способа восстановления нарушенного права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Статьёй 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей;
б) данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются;
в) первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 13 июля 2019 года N8-4 Трофимову М.Д. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 на основании подпункта "з" части 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, поскольку в нарушение подпункта "и" части 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 представлен подписной лист, форма которого не соответствует требованиям Федерального Закона (л.д.5).
Основаниями отказа в регистрации кандидата согласно подпункту "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные Федеральным законом, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Трофимов М.Д. представил 4 июля 2019 года в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, первый финансовый отчет, что подтверждается Подтверждением избирательной комиссии о полученных документах (л.д.36, 42-49).
9 июля 2019 года представленные Трофимовым М.Д. подписные листы проверялись специалистом Экспертно-криминалистического центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которым каких-либо нарушений в заполнении, входящих в компетенцию специалиста-почерковеда, не выявлено (л.д.51).
В соответствии с итоговым протоколом рабочей группы Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 10 июля 2019 года N2 подписные листы, представленные административным истцом, признаны недействительными, поскольку форма подписного листа не соответствует установленной в части наименования выборов (л.д.6).
Основания отказа в регистрации Трофимова М.Д. кандидатом в депутаты, изложенные в решении, о несоответствии формы подписных листов обоснованно отклонены судом первой инстанции, как не основанные на положениях Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Поскольку суд проверяет решение избирательной комиссии в части указанных в решении оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, то не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 13 июля 2019 года Трофимова М.Д. в регистрации кандидатом по указанным в решении основаниям, является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.