Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Чуфистова И.В, Кудасовой Т.А.
при секретаре
Мерцаловой Ю.Ю.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 августа 2019 года апелляционную жалобу Орлова И. С. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года по административному делу N 2а-7296/2019 по административному исковому заявлению Орлова И. С. к Окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу N 2 муниципального образования поселок Парголово об оспаривании решения о регистрации Носкова Н. Ю. кандидатом в депутаты.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителя административного истца Орлова И.С. - Суворовой А.С, представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии N14 - Федоровой Е.А, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Андреевой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлов И.С. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу N 2 муниципального образования поселок Парголово (далее - ОИК N2) от 19 июля 2019 года N10-1 о регистрации Носкова Н.Ю. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово (далее - МС ВМО поселок Парголово) шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2.
В обоснование административного иска Орлов И.С. ссылался на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты МС ВМО поселок Парголово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
По указанному избирательному округу также зарегистрирован кандидатом в депутаты и Носков Н.Ю.
Вместе с тем ОИК N2, по мнению административного истца, необоснованно приняла решение о регистрации Носкова Н.Ю, выдвигаемого Петербургским региональным отделением политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, поскольку в представленных заинтересованным лицом для регистрации документах имелись существенные нарушения избирательного законодательства, препятствовавшие принятию документов.
Так, уточнив заявленные требования, в судебном заседании суда первой инстанции 2 августа 2019 года, административный истец ссылался на фактическое отсутствие самого решения о выдвижении Носкова Н.Ю. в качестве кандидата от политической партии, ввиду того, что подписан неуполномоченным лицом, кроме того, не содержит номера избирательного округа
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Орлов И.С, представитель административного ответчика - ОИК N2, заинтересованное лицо - Носков Н.Ю, не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, представление своих интересов административный истец доверил представителю, имеющему надлежащим образом удостоенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово от 19 июня 2019 года N 11 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гагаринское шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в газете "Муниципальное образование Парголово" 24 июня 2019 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии N14 (далее - ТИК N14) от 24 июня 2019 года N60-4 сформирована ОИК N2, на которую возложены полномочия по подготовке и проведению выборов депутатов МС ВМО поселок Парголово шестого созыва.
Решением ОИК N2 от 10 июля 2019 года N4-1 Орлов И.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты МС ВМО поселок Парголово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
Также решением ОИК N2 от 19 июля 2019 года N10-1 Носков Н.Ю. зарегистрирован кандидатом в депутаты МС ВМО поселок Парголово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Оценивая представленные заинтересованным лицом документы, судебная коллегия полагает о наличии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации Носкова Н.Ю. кандидатом в депутаты, исходя из требований названных положений Федерального закона.
Так, порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 названного Федерального закона.
Пунктом 14.5 данной статьи предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии:
-решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в");
-документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Одновременно с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты МС ВМО поселок Парголово шестого созыва по избирательному округу N 2 Носков Н.Ю. представил 6 июля 2019 года в ОИК N2 выписку решения внеочередной Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР-Либерально-демократической партии России от 25 июня 2019 года N76-П о выдвижении списка кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга шестого созыва.
Таким образом, в названном решении отсутствует указание на избирательный округ, по которому осуществляется выдвижение кандидатуры Носкова Н.Ю.
При этом наличие сведений о постановке на повестке конференции вопроса о выдвижении Носкова Н.Ю. по конкретному муниципальному округу не имеет правового значения в виду отсутствия необходимых сведений в самом решении политической партии.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица) (подпункт 30 статьи 2); депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа (подпункт 13 той же статьи); выдвинутое лицо дает согласие баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункт 2 статьи 33); в многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе (пункт 1 статьи 35).
Таким образом, выдвижение кандидатов в депутаты производится по избирательным округам и предполагает принятие компетентным органом политической партии решения о выдвижении кандидата по определенному избирательному округу.
В пункте 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Согласно пункту 2 этой же статьи кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Поскольку в рассматриваемом случае решение внеочередной Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР-Либерально-демократической партии России от 25 июня 2019 года не содержит информации о согласовании выдвижения Носкова Н.Ю. по какому-либо избирательному округу, следует признать, что Носков Н.Ю. не представил в избирательную комиссию документ, подтверждающий согласование решения о его выдвижении в соответствии с подпунктом "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что административным ответчиком не представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемого решения, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение отказе в удовлетворении требований Орлова И.С. о признании незаконным ОИК N2 о регистрации в качестве кандидата Носкова Н.Ю. не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда в об удовлетворении требований иска подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 2 августа 2019 года об отказе в удовлетворении заявленных требований отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Признать незаконным решение Окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу N 2 муниципального образования поселок Парголово от 19 июля 2019 года N10-1 о регистрации Носкова Н. Ю, "дата" года рождения, кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Парголово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.