Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Утенко Р.В, Луковицкой Т.А.
при секретаре
Зимиревой И.А.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2019 года апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии N 23 на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному делу N 2а-6954/2019 по административному исковому заявлению Романова В. С. к Территориальной избирательной комиссии N 23 об оспаривании решения о регистрации Пимбурского Д. В. кандидатом в депутаты.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителя административного истца Романова В.С. - Орлова А.Ю, представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии N23 - Левина М.Л, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романов В.С. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии N 23 (далее - ТИК N23) от 17 июля 2019 года N 68-33 "О регистрации Пимбурского Д.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Купчино" шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 217".
В обоснование административного иска Романов В.С. ссылался на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Купчино" (далее - МС ВМО МО "Купчино") шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 217.
По указанному избирательному округу также зарегистрирован кандидатом в депутаты и Пимбурский Д.В.
Вместе с тем, по мнению административного истца, названное решение о регистрации Пимбурского Д.В. является незаконным, поскольку в представленных заинтересованным лицом для регистрации документах имелись существенные нарушения избирательного законодательства, препятствовавшие принятию документов.
Так, административный истец ссылался на нарушение заинтересованным лицом процедуры сбора и внесения подписей в подписные листы, поскольку заявление о согласии баллотироваться, как и сбор подписей были осуществлены в один день - 10 июля 2019 года.
Кроме того, истец ссылался на неверное указание номера паспорта гражданина Российской Федерации, приведенное в подписных листах сборщика подписей.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановленным решением суда признано незаконным и отменено решение ТИК N 23 от 17 июля 2019 года N 68-33 "О регистрации Пимбурского Д.В. кандидатом в депутаты МС ВМО МО "Купчино" шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 217". Также с ТИК N 23 в пользу Романова В.С. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Романов В.С, заинтересованное лицо - Пимбурской Д.В. не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, представление своих интересов административный истец доверил представителю, имеющему надлежащим образом удостоенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино пятого созыва от 18 июня 2019 года N 18 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Данное решение опубликовано 20 июня 2019 года в газете муниципального образования "Купчино" "Вестник" N 4/1.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссией от 23 апреля 2019 года N94-3 полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального округа Купчино возложены на Территориальную избирательную комиссию N 23.
Решением ТИК N23 от 11 июля 2019 года N66-28 Романов В.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты МС ВМО МО "Купчино" шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 216.
Также решением ТИК N23 от 17 июля 2019 года N68-33 Пимбурской Д.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты МС ВМО МО "Купчино" шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 216.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) установлено, что подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, в то время как заинтересованное лицо произвел сбор подписей избирателей в день уведомления избирательной комиссии о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, то решение о регистрации Пимбурского Д.В. в качестве кандидата в депутаты принято без учета норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Так, оценивая представленные заинтересованным лицом документы, судебная коллегия полагает о наличии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации Пимбурского Д.В. кандидатом в депутаты, исходя из требований названных положений Федерального закона.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей;
б) данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются;
в) первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Согласно пункту 5 статьи 27 названного Закона Санкт-Петербурга все документы, необходимые для регистрации кандидата, предоставляются в окружную избирательную комиссию одновременно.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подпунктом "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
Подписные листы согласно пункту 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата. Оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата должна быть произведена до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации данного кандидата.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года N67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты подписных листов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 недействительными признаются подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей избирателей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо Пимбурский Д.В. уведомил избирательную комиссию о согласии баллотироваться 10 июля 2019 года в 15 часов 41 минут и в тот же день собрал подписи избирателей, которые представил в избирательную комиссию 10 июля 2019 года в 20 часов 24 минуты.
Таким образом, в соответствии с подпунктом "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года N67-ФЗ и подпунктом "а" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 все собранные Пимбурским Д.В. подписи избирателей являются недействительными.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрена возможность устранения кандидатом неполноты сведений о нем или ненадлежащего оформления избирательных документов либо восполнения отсутствия какого-либо из них.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия согласно пункту 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 не позднее, чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей.
При таком положении, независимо от неисполнения избирательной комиссии обязанности по извещению кандидата об отсутствии документов, Пимбурский Д.В. был лишен права их восполнить после 10 июля 2019 года.
Также судебная коллегия учитывает, что представленные Пимбурским Д.В. подписные листы действительно содержат иной номер паспорта сборщика подписей, чем фактически удостоверяющий его личность.
Судебная коллегия отмечает, что персональные данные с выявленными искажениями исполнены четко и однозначно, хорошо читаемы, несоответствия персональных данных не вызваны особенностями почерка избирателей или лиц, осуществлявших сбор подписей.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, то правовым последствием такого нарушения является признание всех подписей избирателей в подписных листах недействительными, поэтому суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недостаточности достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Доводы апелляционной направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу, сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии N23- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.