Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Утенко Р.В, Луковицкой Т.А.
при секретаре
Зимиревой И.А.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2019 года апелляционную жалобу Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 1 августа 2019 года по административному делу N 2а-9496/2019 по административному исковому заявлению Анкудинова Ю. В. к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве депутата муниципального образования и решения о регистрации кандидата, обязании зарегистрировать кандидата, обязании произвести регистрацию.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения административного истца - Анкудинова Ю.В. и его представителя - Новикова А.В, представителей административного ответчика Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги - Стригалева Б.Р, Царенковой Е.Н, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анкудинов Ю.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменения заявленных требований, просил:
- отменить решение Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги (далее - ИКМО Коломяги) от 12 июля 2019 года N 8-6 "Об отказе в регистрации Анкудинова Ю.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги (далее - МС ВМО МО Коломяги) шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 209";
- обязать ИКМО Коломяги повторно рассмотреть вопрос о регистрации Анкудинова Ю.В. кандидатом в депутаты МС ВМО МО Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 209 в трехдневный срок с даты вступления решения суда в законную силу;
- отменить решение ИКМО Коломяги от 15 июля 2019 года N 11-5 "О регистрации Анкудинова Ю. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 209".
В обоснование заявленных требований Анкудинов Ю.В. ссылался на то, что для реализации своего пассивного избирательного права обратился в установленный срок с заявлением о выдвижении в качестве кандидата в депутаты МС ВМО МО Коломяги (далее - кандидат).
Вместе с тем, решением ИКМО Коломяги от 12 июля 2019 года отказано в регистрации истца в качестве кандидата, в связи расхождениями данных о месте жительства кандидата с указанными им собственноручно в заявлении о согласии баллотироваться и зафиксированных в паспорте гражданина Российской Федерации, а также в сведениях о размере и об источниках доходов неверно заполнены графы путем проставления слов "отсутствует", что не позволяет достоверно определить отсутствует ли у кандидата само имущество, либо правоустанавливающие документы на него. Кроме того, указана неверная дата трудоустройства.
Полагая названное решение незаконным, Анкудинов Ю.В. ссылался на то, что факт указания кандидатом в сведениях о доходах недостоверной информации не является основанием к отказу в регистрации, а является основанием для передачи сведений об этом в СМИ и в информационный бюллетень о кандидате.
Также истец ссылался, что дата трудоустройства была им указана согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, копия которой была представлена при подаче документов в ИКМО.
Кроме того, по мнению истца, не указание в заявлении о согласии баллотироваться района проживания не является существенным недостатком, препятствовавшим зарегистрировать его в качестве кандидата.
Полагая же незаконным решение ИКМО Коломяги от 15 июля 2019 года об отмене решения от 12 июля 2019 года и регистрации Анкудинова Ю.В. кандидатом в депутаты шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 209, истец ссылался на отсутствие у административного истца полномочий по самостоятельной отмене ранее вынесенных решений.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 1 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Решением суда признано незаконным и отменено решение ИКМО Коломяги N 8-6 от 12 июля 2019 года об отказе в регистрации Анкудинова Ю.В. кандидатом в депутаты МС ВМО МО Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 209.
Также признано незаконным и отменено решение ИКМО Коломяги N 11-5 от 15 июля 2019 года о регистрации Анкудинова Ю.В. кандидатом в депутаты МС ВМО МО Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 209.
При этом, решением суда на ИКМО Коломяги возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Анкудинова Ю.В. кандидатом в депутаты МС ВМО МО Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 209 в трехдневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги от 19 июня 2019 года N 132 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в газете "Коломяжские вести" информационный выпуск N10-1 от 24 июня 2019 года.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу Коломяги, членом ИКМО 2 июля 2019 года в 16 часов 30 минут от Анкудинова Ю.В. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа подтверждающего сведения об образовании (диплом);
- копия документов, подтверждающих сведения об основном месте работ или службы, о занимаемой должности (роде занятий);
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения;
- решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделении я о выдвижении кандидата;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
В порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, 2 июля 2019 года дано письменное разрешение на открытие специального избирательного счета.
Согласно подтверждению о получении документов от 3 июля 2019 года, членом ИКМО в 18 часов 35 минут от Анкудинова Ю.В. были приняты:
- заявление об отсутствии изменений в указанных ранее сведениях;
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, выписка, справка об открытии счета, диск.
Решением ИКМО Коломяги от 12 июля 2019 года N 8-6 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги по основаниям, изложенным в подпункте "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга":
- в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения о месте жительства заявителя не соответствуют сведениям о регистрации, указанным в паспорте заявителя;
- в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не заполнены графы "земельные участки", "жилые дома", "дачи", "гаражи", "иное недвижимое имущество", то есть не проставлено слово "отсутствуют", то есть документ заполнен способом, не позволяющим однозначно оценить предоставленные сведения и является нарушением заполнения формы документа;
- Анкудиновым Ю.В. при подаче заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты предъявлена справка с места работы "... " о том, что он работает в организации с 4 апреля 2019 года, однако согласно сведениям из ЕГРЮЛ с официального сайта ФНС России Анкудинов Ю.В. является "... " указанной организации с 18 февраля 2019 года.
Вместе с тем, как следует из представленных истцом документов, в заявлении о согласии баллотироваться Анкудинова Ю.В, указан адрес места жительства: 198320, "адрес".
10 июля 2019 года Анкудиновым Ю.В. внесены изменения в предоставленные сведения о месте жительства, указано: "адрес".
Согласно сведениям о месте жительства в представленном в материалы дела паспорте гражданина Российской Федерации, Анкудинов Ю.В. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Таким образом, указание в сведениях о проживании кандидата излишней информации ( "адрес") не влияет на восприятие информации о кандидате, не свидетельствует о нарушении формы заявления, о представлении неполных сведений о кандидате либо о нарушении принципа равенства кандидатов.
Также в заявлении о согласии баллотироваться сведения о месте работы и занимаемой должности указаны как "... " ИНН N.., ОГРН N.., "... ".
Анкуловым Ю.В. представлена справка, оформленная на бланке общества с ограниченной ответственностью "... " от 1 июля 2019 года исх. N 1, за подписью генерального директора Анкудинова Ю.В, в которой указано, что Анкудинов Ю.В. с 4 апреля 2019 года по настоящее время работает в "... " в должности "... "
При этом судебная коллегия полагает возможным согласиться с оценкой суда первой инстанции, что представленная кандидатом справка "... " от 1 июля 2019 года N 1 является допустимым и достаточным доказательством подтверждения места работы кандидата и занимаемой должности, в то время как сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, содержат лишь указания на то, что с 18 февраля 2019 года Анкудинов Ю.В. имеет право действовать без доверенности от имени "... " Сведений о начале трудовых отношений названная выписка не содержит.
Изложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что в рассматриваемом случае, требуемые законодателем сведения о кандидате были внесены истцом в заявление о согласии баллотироваться.
При этом доводы стороны административного ответчика не опровергают обстоятельства указания Анкуловым Ю.В. приведенных сведений, указывая лишь на их недостоверность.
Однако, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит такого основания для отказа в регистрации кандидата, как предоставление кандидатом недостоверных сведений о занимаемой должности.
Напротив, из пункта 8 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что в такой ситуации избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения, о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.
Оснований полагать, что предоставление недостоверных сведений равнозначно не предоставлению сведений не имеется, поскольку это приведет к существенному ограничению избирательных прав граждан.
Сведений об осуществлении указанным кандидатом трудовой деятельности в иной организации материалы дела не содержат.
Таким образом, Анкудиновым Ю.В. в установленный законом срок были представлены в ИКМО сведения о своей работе, подтвержденные документально, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для отказа в его регистрации по указанной причине.
Оценивая доводы стороны административного истца о неверном указании сведений о доходах, судебная коллегия учитывает следующее.
В силу пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Приложением 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" утверждена форма предоставления сведений о размере и об источниках своих доходов (доходов супруга и несовершеннолетних детей), имуществе, принадлежащем мне (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.
Из материалов дела следует, что представленные истцом сведения оформлены в соответствии с названным Приложением 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также с учетом рекомендаций по их заполнению, не содержат неточных формулировок либо недостоверных сведений, в связи с чем, не могли являться препятствием к регистрации Анкудинова Ю.В. кандидатом в депутаты.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что необходимые документы в деле Анкудинова Ю.В. представлены. Избирательная комиссия не была введена в заблуждение. Указанное также не может повлечь впоследствии нарушения прав избирателей.
Как отмечено ранее, неполнота и недостоверность указанных сведений не могут расцениваться как основания к отказу в регистрации, а порождают иные правовые последствия.
Также судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда о наличии оснований для отмены решения ИКМО Коломяги от 15 июля 2019 года N 11-5 "О регистрации Анкудинова Ю. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 209", поскольку названное решение принято с превышением полномочий комиссии и за пределами ее компетенции, установленной законом.
Так из материалов дела следует, что решением ИКМО Коломяги от 15 июля 2019 года N 11-5 отменено решение ИКМО Коломяги N 8-6 от 12 июля 2019 года об отказе регистрации Анкудинова Ю.В.
Также названным решением Анкудинов Ю.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты МС ВМО МО Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 209.
Вместе с тем, действующим избирательным законодательством не установлено полномочие избирательной комиссии, принявшей решение об отказе в регистрации кандидата, на отмену указанного решения.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение ИКМО Коломяги от 15 июля 2019 года N11-5, как и решение ИКМО Коломяги от 12 июля 2019 года N 8-6 являются незаконными.
При этом, статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
Проанализировав содержание представленных Анкуловым Ю.В. в ИКМО документов, судебная коллегия приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, были соблюдены истцом в полном объеме.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком не представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемых решений.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 1 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.