Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Утенко Р.В, Луковицкой Т.А.
при секретаре
Зимиревой И.А.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2019 года апелляционную жалобу Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Красненькая Речка на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному делу N 2а-4206/2019 по административному исковому заявлению Артюшкина А. И. к Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Красненькая Речка, председателю Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Красненькая Речка Решетникову В. М. о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, обязании произвести регистрацию.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителя административного истца Артюшкина А.И. - Фомина А.А, административного ответчика председателя Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Красненькая Речка Решетникова В.М, представителя административного ответчика Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Красненькая Речка - Савостьянова Н.И, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артюшкин А.И. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Красненькая Речка (далее - ИКМО Красненькая речка) от 8 июля 2019 года N10-2 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Красненькая речка (далее - МС ВМО МО Красненькая речка) шестого созыва по округу N1.
В обоснование заявленных требований Артюшкин А.И. ссылался на то, что для реализации своего пассивного избирательного права обратился в установленный срок с заявлением о выдвижении в качестве кандидата в депутаты МС ВМО МО Красненькая речка (далее - кандидат).
Вместе с тем, решением ИКМО Красненькая речка от 8 июля 2019 года отказано в регистрации истца в качестве кандидата, в связи с признанием 8 подписей в избирательном листе недействительными, а также нарушением формы подписного листа в виде произвольного уменьшения граф для сбора подписей, не представлено подтверждения изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда, отсутствием справки об открытии специального счета,
Полагая названное решение незаконным, Артюшкин А.И. ссылался на то, что отсутствие прямого запрета на изменение количества граф в подписном листе, а также на предоставление всех необходимых документов, что следует из подтверждения о получения документов, при этом обязанность по представления справки об открытии специального избирательного счета законодателем не предусмотрена.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Решением суда признано незаконным и отменено решение ИКМО Красненькая речка от 8 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Артюшкина А.И.
Также на ИКМО Красненькая Речка возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Артюшкина А.И. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Красненькая речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 в течение 5 дней с момента вступления в законную силу, сообщив об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, представление своих интересов доверил представителю, имеющему надлежащим образом удостоенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Артюшкина А.И.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка от 10 июня 2019 года N 9 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в газете "Красненькая речка" 10 июня 2019 года.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу Красненькая речка, председателем ИКМО 27 июня 2019 года в 15 часов 10 минут от Артюшкина А.И. приняты следующие документы:
- заявление в письменной форме;
- копия паспорта;
- заверенные гражданином копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работ или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат являются депутатом;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- справка об отсутствии судимости;
- копия пенсионного удостоверения;
- флешноситель.
В порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, 27 июня 2019 года Артюшкину А.И. дано письменное разрешение на открытие специального избирательного счета.
Согласно подтверждению о получении документов от 26 июня 2019 года, председателем ИКМО 29 июня 2019 года в 16 часов 43 минут от Артюшкина А.И. были приняты:
- заявление;
- платежное поручение;
- подписные листы;
- первый финансовый отчет;
- протокол об итогах сбора подписей;
- уведомление;
- флешноситель;
Решением ИКМО от 8 июля 2019 года N 10.2 отказано в регистрации Артюшкина А.И. кандидата в депутаты МС ВМО МО Красненькая речка шестого созыва по округу N 1 в связи с признанием недействительными 8 подписей в избирательных листах, а также нарушением формы подписного листа в виде произвольного уменьшения граф для сбора подписей, не представлено подтверждения изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда и отсутствием справки об открытии специального счета.
Кроме того, ИКМО ссылалось на отсутствие в представленных с заявлением о согласии баллотироваться документах надлежаще оформленных сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
В силу пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Приложением 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" утверждена форма предоставления сведений о размере и об источниках своих доходов (доходов супруга и несовершеннолетних детей), имуществе, принадлежащем мне (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.
Реализуя возложенные полномочия, решением ИКМО Красненькая речка от 10 июня 2019 года N4.2 аналогичная по содержанию и виду форма была утверждена для предоставления кандидатами требуемых сведений.
Названное решение также было опубликовано в газете "Красненькая речка" 10 июня 2019 года.
Вместе с тем, представленная Артюшкиным А.И. справка о размере и об источниках доходов, в нарушение приведенным положениям, не содержит личной подписи кандидата и даты.
При этом, собственноручное внесение личной подписи и даты является обязательным реквизитом подаваемой справки.
Так отсутствие даты лишает данный документ его смысловой нагрузки, поскольку делает невозможным установление конкретного дня, на который кандидат обязан был подтвердить сведения, внесенные в форму.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что установленная Федеральным законодателем форма, как и форма названной справки, утвержденная решением ИКМО, содержат графу, требующую указания о наличии в собственности кандидата гаражей, как недвижимого имущества.
Однако, в представленной Артюшкиным А.И. справки названная графа отсутствует.
Таким образом, проанализировав содержание представленных Артюшкиным А.И. в ИКМО документов, судебная коллегия приходит к выводу, что им не были соблюдены в полном объеме условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата.
При этом, ввиду допущенных административным истцом нарушений, являющихся безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата, судебная коллегия полагает о наличии у ИКМО Красненькая речка оснований для принятия оспариваемого решения от 8 июля 2019 года N10.2.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об удовлетворении требований Артюшкина А.И. о признании незаконным ИКМО Красненькая речка от 8 июля 2019 года N10.2 об отказе регистрации в качестве кандидата не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда об удовлетворении требований иска подлежит отмене. В иске надлежит отказать по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года об удовлетворении заявленных требований отменить.
В удовлетворении требований Артюшкина А. И. о признании незаконным решения Избирательной комиссии Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Красненькая Речка от 8 июля 2019 года N10.2 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.