Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Ничковой С.С.
при секретаре Параконном А.И.
с участием прокурора Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2019 года административное дело N2а-4573/2019 по апелляционной жалобе Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломна на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному исковому заявлению Мальцевой Я. А, Качалина К. А, Горожанко Ф.К, Севоднясева Р. С, Коваль Е. А, Шишовой Е. С, Киселёва И.Ю, Арушаняна А. А, Фролова А. Д. о признании незаконными решений избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломна.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Горожанко Ф.К, представителя административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломна председателя Эткинд П.С, действующей на основании решения N1.2 от 3 сентября 2015 года, заключение прокурора Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна от 19 июня 2019 года N144/105 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
В Избирательную комиссию муниципального образования муниципальный округ Коломна с заявлениями о согласии баллотироваться как кандидаты, выдвинутые избирательным объединением "Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", обратились административные истцы:
- Горожанко Ф.К. (том 1),
- Севоднясев Р. С. (том 4),
- Коваль Е. А. (том 3),
- Шишова Е. С. (том 2),
- Киселёв И.Ю. (том 5),
- Арушанян А. А. (том 6),
- Фролов А. Д. (том 7).
Избирательной комиссией муниципального образования муниципальный округ Коломна отказано в регистрации кандидатами в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна шестого созыва:
-Горожанко Ф.К. - решением от 12 июля 2019 года N4.1 (том 1, л.д.21),
-Севоднясеву Р.С. - решением от 12 июля 2019 года N4.2 (том 4, л.д.22),
-Коваль Е.А.- решением от 10 июля 2019 года N 3.3 (том 3, л.д.19),
-Шишовой Е.С. - решением N4.3 от 12 июля 2019 года (том 2, л.д.21),
-Киселёву И.Ю. - решением N3.5 от 10 июля 2019 года (том 5, л.д.20),
-Арушаняну А.А. - решением N3.4 от 10 июля 2019 года (том 6, л.д. 20),
-Фролову А.Д.- решением N3.6 от 10 июля 2019 года (том 7, л.д.18).
Санкт-Петербургская избирательная комиссия удовлетворила жалобы административных истцов, отменила указанные решения Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломна:
- 19 июля 2019 года (решение N118-19) в отношении Горожанко Ф.К. (том 1, л.д.21-24),
-18 июля 2019 года (решение N118-23) в отношении Севоднясева Р.С. (том 4, л.д.22-25),
-18 июля 2019 года (решение N118-22) в отношении Коваль Е.А. (том 3, л.д.19-22),
-18 июля 2019 года (решение N118-25) в отношении Шишовой Е.С. (том 2, л.д.21-24),
-18 июля 2019 года (решение N118-21) в отношении Киселёва И.Ю. (том 5, л.д.20-23),
-18 июля 2019 года (решение N118-18) в отношении Арушаняна А.А. (том 6, л.д. 20-23),
-18 июля 2019 года (решение N118-24) в отношении Фролова А.Д. (том 7, л.д.18-21),
и возложила на Избирательную комиссию муниципального образования муниципальный округ Коломна повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатами в депутаты Горожанко Ф.К, Севоднясева Р.С, Коваль Е.А, Шишовой Е.С, Киселёва И.Ю, Арушаняна А.А, Фролова А.Д.
Избирательной комиссией муниципального образования муниципальный округ Коломна 19 июля 2019 года отказано в регистрации кандидатами в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна шестого созыва:
-Горожанко Ф.К. по многомандатному избирательному округу N1 - решение N6.6 (том 1, л.д. 44-47),
-Севоднясеву Р.С. по многомандатному избирательному округу N1 - решение N6.11(том 4, л.д.45-48),
-Коваль Е.А. по многомандатному избирательному округу N1 - решение N 6.9 (том 3, л.д.40-43),
-Шишовой Е.С. по многомандатному избирательному округу N1 - решение N6.12 (том 2, л.д.44-47),
-Киселёву И.Ю. по многомандатному избирательному округу N2 - решение N6.8 (том 5, л.д.41-44),
-Арушаняну А.А. по многомандатному избирательному округу N2 - решение N6.7 (том 6, л.д. 43-46),
-Фролову А.Д. по многомандатному избирательному округу N2 - решение N6.10 (том 7, л.д.41-44).
Основаниями отказа в регистрации кандидатами Горожанко Ф.К, Севоднясева Р.С, Коваль Е.А, Шишовой Е.С, Киселёва И.Ю, Арушаняна А.А, Фролова А.Д. Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Коломна указала, что не была извещена надлежащим образом о проведении мероприятия по выдвижению кандидатов избирательным объединением Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"; согласно представленным выпискам Конференцией Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" были приняты решения о выдвижении кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломна, в то время как пунктом 22 устава муниципального образования муниципальный округ Коломна правильное наименование муниципальный совет муниципального образования муниципальный округ Коломна; для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов не представлены документы в соответствии с подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
В тот же день 19 июля 2019 года Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Коломна отменила указанные решения и зарегистрировала кандидатами в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна шестого созыва:
-Горожанко Ф.К. по многомандатному избирательному округу N1 - решение N7.3 (том 1, л.д.43),
-Севоднясева Р.С. по многомандатному избирательному округу N1 - решение N7.10 (том 4, л.д.44),
-Коваль Е.А. по многомандатному избирательному округу N1 - решение N 7.7 (том 3, л.д.39),
-Шишову Е.С. по многомандатному избирательному округу N1 - решение N7.8 (том 2, л.д.43),
-Киселёва И.Ю. по многомандатному избирательному округу N2 - решение N7.1 (том 5, л.д.40),
-Арушаняна А.А. по многомандатному избирательному округу N2 - решение N7,4 (том 6, л.д. 42),
-Фролова А.Д. по многомандатному избирательному округу N2 - решение N7.2 (том 7, л.д.40).
В Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административными исками обратились Горожанко Ф.К, Севоднясев Р.С, Коваль Е.А, Шишова Е.С, Киселёв И.Ю, Арушанян А.А, Фролов А.Д, в которых просили признать незаконным и отменить принятые в отношении каждого из административных истцов решения от 19 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидатом и решение от 19 июля 2019 года об отмене решения об отказе в регистрации кандидатом, оставив в силе решение в части регистрации кандидата (том 1 л.д.18-20, том 2 л.д.19-20, том 3 л.д. 17-18, том 4 л.л. 16-18, том 5 л.д.18-19, том 6 л.д.17-19, том 7 л.д.16-17).
В обоснование заявленных требований с учетом уточнений Горожанко Ф.К, Севоднясев Р.С, Коваль Е.А, Шишова Е.С, Киселёв И.Ю, Арушанян А.А, Фролов А.Д. указали, что избирательная комиссия не полномочна отменять свое ранее принятое решение; указание слова "внутригородское" перед словами "муниципальное образование муниципальный округ Коломна" не препятствует его идентификации, на что неоднократно указывала в своих решения Санкт-Петербургская избирательная комиссия; извещение о проведении конференции было направлено административному ответчику 22 июня 2019 года по адресу электронной почты и 20 июня 2019 года телеграммой (том 8 л.д.52-58).
Мальцева Я.А, зарегистрированная кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1, обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административными исками о признании незаконными и отмене решений Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломна от 19 июля 2019 года:
- N 7.3 о регистрации Горожанко Ф.К. (том 1 л.д.3-6),
- N7.8 о регистрации Шишовой Е.С. (том 2 л.д.3-6),
- N7.7 о регистрации Коваль Е.А. (том 3 л.д.3-6),
- N7.10 о регистрации Севоднясева Р.С. (том 4 л.д.2-5).
Качалин К.А, зарегистрированный кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2, обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административными исками о признании незаконными и отмене решений Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломна от 19 июля 2019 года:
- N 7.1 о регистрации Киселева И.Ю. (том 5 л.д.3-6),
- N 7.4 о регистрации Арушаняна А.А. (том 6 л.д.3-6),
- N 7.2 о регистрации Фролова А.Д. (том 7 л.д.3-6).
В обоснование заявленных требований Мальцева Я.А. и Качалин К.А. указали, что Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Коломна не наделена полномочиями по отмене принятых ими решений.
Определениями Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 года административные иски объединены в одно производство с присвоением номера N2а-4573/2019 (том 1 л.д.28, том 2 л.д.27, том 3 л.д.26, том 4 л.д.31,том 5 л.д.26, том 6 л.д.27, том 7 л.д.24).
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года признаны незаконными и отменены решения Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломна от 19 июля 2019 года N 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12 об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Горожанко Ф.К, Севоднясева Р.С, Коваль Е.А, Шишовой Е.С, Киселёва И.Ю, Арушаняна А.А, Фролова А.Д.; от 19 июля 2019 года N7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.7, 7.8, 7.10 об отмене ранее вынесенных решений от 19 июля 2019 года N 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12 и о регистрации в качестве кандидатов в депутаты Горожанко Ф.К, Севоднясева Р.С, Коваль Е.А, Шишовой Е.С, Киселёва И.Ю, Арушаняна А.А, Фролова А.Д.; на Избирательную комиссию муниципального образования муниципальный округ Коломна возложена обязанность рассмотреть в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу вопрос о регистрации: Горожанко Ф.К, Севоднясева Р.С, Коваль Е.А, Шишовой Е.С. в качестве кандидатов в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1; о регистрации Киселёва И.Ю, Арушаняна А.А, Фролова А.Д. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2; с Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломна в пользу Горожанко Ф.К, Севоднясева Р.С, Коваль Е.А, Шишовой Е.С, Киселёва И.Ю, Арушаняна А.А, Фролова А.Д, Качалина К.А, Мальцевой Я.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере по 300 рублей каждому (л.д.90-103 том 8).
В апелляционной жалобе Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Коломна просит решение отменить в части признания незаконными решений от 19 июля 2019 года NN6.6 -6.12 об отказе в регистрации кандидатами в депутаты Горожанко Ф.К, Севоднясева Р.С, Коваль Е.А, Шишовой Е.С, Киселёва И.Ю, Арушаняна А.А, Фролова А.Д.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Коломна указала, что в соответствии со статьёй 22 Устава муниципального образования муниципальный округ Коломна полное наименование муниципального совета- муниципальный совет муниципального образования муниципальный округ Коломна, в то время как административные истцы Горожанко Ф.К, Севоднясев Р.С, Коваль Е.А, Шишова Е.С, Киселёв И.Ю, Арушанян А.А, Фролов А.Д. представили документы о выдвижении их избирательным объединением Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" кандидатами в представительный орган местного самоуправления с иным наименованием (том 8 л.д. 114).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административные истцы Севоднясев Р.С, Коваль Е.А, Шишова Е.С, Киселёв И.Ю, Арушанян А.А, Фролов А.Д, Качалин К.А, Мальцева Я.А. и представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административные истцы Севоднясев Р.С.- по электронной почте, Коваль Е.А, Шишова Е.С, Киселёв И.Ю, Арушанян А.А, Фролов А.Д, Качалин К.А, Мальцева Я.А. - телефонограммой и смс-сообщением, заинтересованное лицо Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"- по электронной почте.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административные истцы и заинтересованное лицо Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" об отложении дела не просили, их неявка не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и административного истца Горожанко Ф.К, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Коломна не наделена правом отмены вынесенного ими решения; о времени и месте проведения конференции Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по выдвижению кандидатов избирательная комиссия была уведомлена надлежащим образом; наличие в протоколе Конференции партии в названии муниципального образования слова "внутригородское" не препятствует однозначному восприятию наименования муниципального образования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Исходя из изложенного, Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Коломна не наделена полномочиями по отмене принятых ею решений по регистрации кандидатов в депутаты и потому вывод суда первой инстанции об отмене решений Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломна от 19 июля 2019 года N7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.7, 7.8, 7.10 об отмене ранее вынесенных решений от 19 июля 2019 года N 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12 в отношении Горожанко Ф.К, Севоднясева Р.С, Коваль Е.А, Шишовой Е.С, Киселёва И.Ю, Арушаняна А.А, Фролова А.Д. является правильным.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов). Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7-9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Как правильно указал суд первой инстанции, таких оснований в рамках рассмотренного дела не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1").
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона 12 июня 2002 года N67-ФЗ закреплено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 названного Федерального закона выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"). Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 22 и пункте 3 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
В силу пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 этого же Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 названного Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 данного Закона, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае если уставом избирательного объединения при принятии решения о выдвижении кандидата предусматривается делегирование полномочий по выдвижению кандидата, вместе с решением о выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию также представляются документы, подтверждающие соблюдение указанного условия.
В силу статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" определено, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов, списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Из материалов дела следует, что Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" направило 19 июня 2019 года в Избирательную комиссию муниципального образования муниципальный округ Коломна телеграмму о проведении 21, 25 и 27 июня 2019 года, 1, 5 и 6 июля 2019 года в 19 часов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д.13 Конференции по выдвижению кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломна, которая получена 20 июня 2019 года секретарем (том 6, л.д.39).
Санкт-Петербургская избирательная комиссия, принимая решения по жалобам административных истцов Горожанко Ф.К, Севоднясева Р.С, Коваль Е.А, Шишовой Е.С, Киселёв И.Ю, Арушаняна А.А. и Фролова А.Д, в результате проведенной проверки установила, что Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Коломна была извещена Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о проведении Конференции телеграммой от 19 июня 2019 и по адресу электронной почты административного ответчика 22 июня 2019 года.
Согласно пункту 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 решение о выдвижении кандидата, указанное в приведённом выше подпункте "в" пункта 7 этой же статьи Закона Санкт-Петербурга, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
Указанные положения Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" соблюдены, решением третьего этапа XVIII-ой Конференции от 25-26 июня 2019 года выдвинуты депутатами муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломна:
-по избирательному округу N1: Горожанко Ф.К, Севоднясев Р.С, Коваль Е.А, Шишова Е.С. (том 4 л.д.54, том 2 л.д. 56-57),
-по избирательному округу N2: Арушанян А.А, Фролов А.Д, Киселев И.Ю. (том 6 л.д.57-58).
Указание в протоколах и решении Конференции в наименовании представительного органа местного самоуправления слова "внутригородской" не препятствует идентификации и однозначному восприятию наименования муниципального образования.
Кроме того, статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 года N411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" определено, что административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга являются районы Санкт-Петербурга (пункт 1). Внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга являются муниципальные округа, города и поселки (внутригородские территории города федерального значения Санкт-Петербурга (пункт 2).
В соответствии с пунктом статьи 7 названного Закона Санкт-Петербурга в целях обеспечения эффективности осуществления государственной власти и местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также эффективности взаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге муниципальные образования располагаются в границах районов Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту 3 пункта статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 года N411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" муниципальным образованием является муниципальный округ Коломна.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Коломна- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.