Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Охотской Н.В, Русановой Ю.Н,
при секретаре
Параконном А.И.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2019 года апелляционную жалобу Николаева Л. Д. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2019 года по административному делу N 2а-3457/2019 по административному исковому заявлению Николаева Л. Д. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Морской" об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения административного истца - Николаева Л.Д, представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Морской" - Рыбинской Н.В, представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии - Зацепы О.О, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаев Л.Д. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить:
- решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Морской (далее - ИКМО Морской) от 10 июля 2019 года N 9-5 об отказе в регистрации истца в качестве кандидата в депутаты внутригородского муниципального образования муниципального округа Морской (далее - МС ВМО МО Морской) шестого созыва по многомандатному избирательному округу N19, обязав ответчика зарегистрировать истца кандидатом в депутаты;
- решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года N 119-17 "О жалобе Николаева Л.Д, на решение ИКМО Морской об отказе в регистрации кандидату в депутаты МС ВМО МО Морской шестого созыва.
В обоснование заявленных требований Николаев Л.Д. ссылался на то, что для реализации своего пассивного избирательного права обратился в установленный срок с заявлением о выдвижении в качестве кандидата в депутаты МС ВМО МО Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N19 (далее - кандидат).
Вместе с тем, решением ИКМО Морской от 10 июля 2019 года отказано в регистрации истца в качестве кандидата, в связи с неизвещением ИКМО Морской о проведении партийной конференции по выдвижению кандидатов, в том числе истца, в депутаты от Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
Полагая названное решение незаконным, Николаев Л.Д. ссылался на то, что избирательная комиссия была уведомлена отделением политической партии своевременно и надлежащим образом, а также, что самим истцом требования к комплекту и оформлению предоставляемых в ИКМО Морской документов были соблюдены.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица - Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской от 18 июня 2019 года N 15 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в печатном издании "Информационный вестник МО МО Морской" N6 от 21 июня 2019 года.
Решением ИКМО Морской N 9-5 от 10 июля 2019 года отказано в регистрации Николаева Л.Д. кандидатом в депутаты МС ВМО МО Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 19 на основании подпунктов "б", "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Основанием для отказа в регистрации послужило то, что в представленных административным истцом документах о выдвижении Николаев Л.Д. кандидатом в депутаты МС ВМО МО Морской от политической партии "ЯБЛОКО" установлено нарушение срока извещения избирательной комиссии о проведении конференции по выдвижению кандидатов в МО Морской, предусмотренного подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", а также был предоставлен поврежденный паспорта Гражданина Российской Федерации.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 119-17 от 20 июля 2019 истцу оказано в удовлетворении жалобы Николаева Л.Д.
Оценивая представленные в ходе рассмотрения спора документы, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств надлежащего исполнения политической партией обязанности по своевременному извещению избирательной комиссии о предстоящем конференции по выдвижению кандидатов.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.
Также судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных в рассматриваемом административном иске требований об отмене оспариваемого решения об отказе в регистрации Николаева Л.Д. кандидатом в депутаты, в том числе в связи с непредставлением истцом в ИКМО надлежащего документа, удостоверяющего его личности.
Так, согласно Подтверждениям о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N19 председателем ИКМО Морской 2 июля 2019 года в 16 час. 32 мин. от Николаева Л.Д. помимо прочих документов была получена копия паспорта, подтверждающего личность гражданина Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно акту N1 от 8 июля 2019 года на приеме в ИКМО Морской, Николаевым Л.Д. был представлен паспорт, имеющий повреждения в районе 4 листа, а именно - лист паспорта, с оборотной стороны которого имеется фотография, порван по контуру фотографии, что дает техническую возможность извлечь фотографию из под ламинирования.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Исходя из требований пункта "а" части 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" далее - Постановление N828) паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим его личность на территории Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 раздела описания, утвержденного названным Постановлением N828 (далее - Описание), бланк паспорта гражданина Российской Федерации изготавливается по единому образцу с указанием всех реквизитов на русском языке.
В силу пункта 9 Описания третья страница бланка паспорта предназначена для размещения сведений о личности владельца паспорта. Страница состоит из 2 частей: верхние три четверти страницы - визуальная зона, в которой слева размещена фотография владельца паспорта размером 35 x 45 мм.
С целью защиты сведений о личности третья страница при высокой температуре ламинируется пленкой с голографическим изображением.
На четвертой странице записи и отметки не производятся.
Исходя из положений пункта 12 Постановления N828 в случае износа, повреждения или других причин, производится замена паспорта в виду его непригодности для дальнейшего использования.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что поскольку истцом был представлен документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, имеющий явные повреждения, которые препятствовали однозначной идентификации личности кандидата, то есть фактически делали паспорт недействительным, то у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации Николаева Л.Д. кандидатом в депутаты.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что пунктом 8 Описания бланка паспорта закреплено внесение реквизита "Личная подпись" в паспорт гражданина Российской Федерации.
Личная подпись является собственноручно проставленная уникальная совокупность символов, написанных от руки с возможностью применения определенных оформительных приемов, служащих для аутентификации, либо идентификации человека.
Согласно представленной копии паспорта, графа "Личная подпись" содержит полностью написанную собственноручно фамилию его обладателя, в то время как представляемые в избирательную комиссию документы и их копии, в качестве заверенной личной подписи кандидата содержат лишь несколько символов, не имеющих идентичных буквенных символов, в том числе с фамилией " Николаев".
Данное обстоятельство, в совокупности с повреждением страниц паспорта, позволяющим произвести в нем замену фотографии, свидетельствует о неисполнении Николаевым Л.Д. требования федерального законодателя о предоставлении в избирательную комиссию документа, удостоверяющего личность, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 5 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.