Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Охотской Н.В, Русановой Ю.Н,
при секретаре
Параконном А.И.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2019 года апелляционную жалобу Панова В. П. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2019 года по административному делу N 2а-7397/2019 по административному исковому заявлению Панова В. П. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Светлановское об оспаривании решения о регистрации кандидатом Воюцкой М. И,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения заинтересованного лица - Воюцкой М.И. и ее представителя - Уварова М.В, представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии N22 - Стацуры Ф.И, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панов В.П. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Светлановское (далее - ИКМО Светлановское) от 19 июля 2019 года N 13-1 о регистрации Воюцкой М.И. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское (далее - МС ВМО МО Светлановское) шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 26.
В обоснование административного иска ссылался на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты МС ВМО МО Светлановское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 26.
По указанному избирательному округу зарегистрирована кандидатом в депутаты и Воюцкая М.И.
Вместе с тем ИКМО, по мнению административного истца, необоснованно приняла решение о регистрации Воюцкого М.И, поскольку в представленных заинтересованным лицом для регистрации документах имелись существенные нарушения избирательного законодательства, препятствовавшие принятию документов.
Так административный истец ссылался на то, что представленные Воюцкой М.И. подписные листы не были пронумерованы и не содержали указания о время их регистрации.
Кроме того, истец ссылался на отсутствие сведений о формировании заинтересованным лицом избирательного фонда.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2019 года отказано в удовлетворении требований административного иска.
В апелляционной жалобе Панов В.П. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с неправильными определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Панов В.П, представитель административного ответчика - ИКМО Светлановское, представитель заинтересованного лица - Санкт-Петербургской избирательной комиссии, не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности доводов административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Светлановское пятого созыва от 18 июня 2019 года N 13 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Данное решение опубликовано 23 июня 2019 года в газете муниципального образования "У нас в Светлановском" N 11(61).
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N26, ИКМО Светлановское 30 июня 2019 года в 13 часов 35 минут от Воюцкой М.И. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании;
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде;
- свидетельство о смене фамилии.
В порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, 30 июня 2019 года Воюцкой М.И. дано письменное разрешение на открытие специального избирательного счета.
Согласно подтверждению о получении документов от 10 июля 2019 года, ИКМО от Воюцкой М.И. были приняты:
- подписные листы с подписями избирателей;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей;
- документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
- данные об изменениях в сведениях о кандидате ранее представленных в окружную избирательную комиссию;
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда;
- выписка из лицевого счета;
- электронный носитель с первым финансовым отчетом в машиночитаемом виде и протоколом сбора подписей.
Решением ИКМО Светлановское от 19 июля 2019 года N13-1 Воюцкая М.И. зарегистрирована кандидатом в депутаты МС ВМО МО Светлановское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 26.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Как правильно указал суд первой инстанции, таких оснований в рамках рассмотренного дела не имеется.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено предоставление кандидатом с иными документами для регистрации первого финансового отчета.
В данном случае такая обязанность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N 303-46 кандидат одновременно с представлением иных документов для регистрации в срок, установленный пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда. При этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчета.
Согласно пункту 14 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N 303-46 порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 июня 2019 года N 100-4 "О Методических рекомендациях о порядке учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлено, что кандидат обязан вести учет поступления и расходования средств своего избирательного фонда по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан представить в Комиссию в бумажном и машиночитаемом виде итоговый финансовый отчет по форме согласно приложению N 6 к настоящим Методическим рекомендациям о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет и расходование этих средств, справки об оставшихся средствах и(или) о закрытии специального избирательного счета, сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда в бумажном и в машиночитаемом виде (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), пояснительная записка, материалы, предусмотренные пунктом 4 статьи 44 Закона Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность представления совместно с первым финансовым отчетом сведений обо всех источниках формирования избирательного фонда на кандидата закон не возлагает.
Выписка из лицевого счета об остатке средств фонда на дату сдачи отчета, исходя из положений пункта 9 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" и вышеприведенных Методических рекомендаций, подлежит приобщению к итоговому финансовому отчету кандидата.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что необходимые документы в деле Воюцкой М.И. представлены. Избирательная комиссия не была введена заинтересованным лицом или избирательным объединением в заблуждение. Указанное также не может повлечь впоследствии нарушения прав избирателей.
Кроме того, судебная коллегия не находит основной согласиться с доводами стороны административного истца, что отсутствовала нумерация подписных листов при предъявлении их в ИКМО, что является нарушением, препятствующему регистрации Воюцкой М.И. кандидатом в депутаты, как не подтвержденному материалами дела.
Проанализировав на основании протокола судебного заседания суда первой инстанции содержание представленных Воюцкой М.И. в ИКМО Светлановское документов, судебная коллегия приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, были соблюдены заинтересованным лицом в полном объеме.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемого решения.
Доводы жалобы, что судом неправильно применены нормы материального права, не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к принятию ИКМО Светлановское неверного решения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.