Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Цыганковой В.А.
при секретаре Байыр А.Ю.
с участием прокурора Андреевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2019 года административное дело N2а-6956/2019 по апелляционной жалобе Ткаченко А. Ф. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному исковому заявлению Романова В. С. об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии N23.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Орлова А.Ю, действующего на основании доверенности от 17 июля 2019 года сроком до 14 июля 2022 года, представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии N23 - председателя Левина М.Л, действующего на основании решения от 7 февраля 2019 года N87-2, заключение прокурора Андреевой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романов В. С. обратился в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии N 23 от 17 июля 2019 года N68-32 "О регистрации Ткаченко А. Ф. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 217".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 217; по тому же избирательному округу решением Территориальной избирательной комиссии N 23 от 17 июля 2019 года N68-32 зарегистрирован Ткаченко А.Ф. Решение о регистрации Ткаченко А.Ф, по мнению административного истца, является незаконным, так как Ткаченко А.Ф. в заявлении о согласии баллотироваться указал место рождения- Санкт-Петербург, вместо - Николаев и также им нарушены условия выдвижения и сбора подписей, предусмотренные частью 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьёй 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", так как заявление о согласии баллотироваться в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 217 в порядке самовыдвижения Ткаченко А.Ф. подал 10 июля 2019 года и в тот же день произвел сбор подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года административный иск удовлетворен, признано незаконным и отменено решение Территориальной избирательной комиссии N 23 от 17 июля 2019 года N68-32 "О регистрации Ткаченко Александра Федоровича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 217"; с Территориальной избирательной комиссии N 23 в пользу Романова В.С. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2019 года решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Территориальной избирательной комиссии N 23 - без удовлетворения.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 19 августа 2019 года применительно к положениям статьи 312 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учётом разъяснений, содержащихся в пункте 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к производству суда апелляционной инстанции принята апелляционная жалоба Ткаченко А.Ф. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Ткаченко А.Ф. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы Ткаченко А.Ф. указал, что суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что кандидат, выдвинувшийся в порядке самовыдвижения в 20-й день периода для выдвижения и сбора подписей, не имеет право на такое выдвижение в указанный день, поскольку у него отсутствует правовая возможность собрать подписи избирателей, что нарушает предусмотренное пунктом 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" право на выдвижение и сбор подписей в течение не менее чем 20 дней и ставит кандидата-самовыдвиженца принципиально в иные условия, нежели чем кандидата, выдвинутого избирательным объединением; избирательная комиссия не известила его о допущенных недостатках в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец и заинтересованное лицо Ткаченко А.Ф, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - телефонограммой.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-теле-коммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административный истец и заинтересованное лицо об отложении дела не просили и документов об уважительной причине неявки не представили, их неявка не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее -Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно части 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 18 июня 2019 года N18 назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии N23 от 20 июня 2019 года N58-19 на Территориальную избирательную комиссию N23 возложены полномочия окружных избирательных комиссий многомандатного избирательного округа N 216, N 217, N 218 N219 по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино шестого созыва.
Решением Территориальной избирательной комиссии N 23 от 11 июля 2019 года N66-28 Романов В.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 217.
Решением Территориальной избирательной комиссии N 23 от 17 июля 2019 года N68-32 Ткаченко А.Ф. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 217.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал, что подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, в то время как заинтересованное лицо произвел сбор подписей избирателей в день уведомления избирательной комиссии о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, также заинтересованное лицо неправильно указало место своего рождения в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Статьёй 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В заявлении о выдвижении кандидатом в депутаты Ткаченко А.Ф. указал место рождения - "адрес", что не соответствует паспорту, в котором указано место рождения- "адрес".
В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подпунктом "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 основаниями отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Пунктом 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей;
б) данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются;
в) первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Согласно пункту 5 статьи 27 названного Закона Санкт-Петербурга все документы, необходимые для регистрации кандидата, предоставляются в окружную избирательную комиссию одновременно.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подпунктом "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
Подписные листы согласно пункту 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата. Оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата должна быть произведена до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации данного кандидата.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года N67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты подписных листов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 недействительными признаются подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей избирателей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо Ткаченко А.Ф. уведомил избирательную комиссию о согласии баллотироваться 10 июля 2019 года в 11 часов 50 минут и в тот же день собрал подписи избирателей, которые представил в избирательную комиссию 10 июля 2019 года в 20 часов 50 минут.
Таким образом, в соответствии с подпунктом "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года N67-ФЗ и подпунктом "а" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 все собранные Ткаченко А.Ф. подписи избирателей являются недействительными.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрена возможность устранения кандидатом неполноты сведений о нем или ненадлежащего оформления избирательных документов либо восполнения отсутствия какого-либо из них.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия согласно пункту 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 не позднее, чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей.
При таком положении, независимо от неисполнения избирательной комиссии обязанности по извещению кандидата об отсутствии документов и имеющихся недостатках в документах, Ткаченко А.Ф. был лишен права их восполнить после 10 июля 2019 года.
Доводы апелляционной направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ткаченко А. Ф.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.