Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Смирновой Н.О, Каширина В.Г.
при секретаре
Параконном А.И.
с участием прокурора
Ермаковой Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 августа 2019 года апелляционные жалобы Короткова И. А. и Пушкина В. Ю. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2019 года по административному делу N 2а-1665/2019 по административному исковому заявлению Шульгина В. В. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский об отмене решений о регистрации кандидатов в депутаты внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский шестого созыва Короткова И. А. и Пушкина В. Ю,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителей административного ответчика Избирательной комиссии муниципального образования Муниципальный округ Екатерингофский - Недбайло К.О, Пушиной Д.С, заинтересованного лица - Пушкина В.Ю, заинтересованного лица - Короткова И.А. и его представителя - Ухтомского К.М, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Ермаковой Я.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шульгин В.В. обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решения Избирательной комиссии муниципального образования Муниципальный округ Екатерингофский (далее - ИКМО Екатерингофский) от 13 июля 2019 года N 190718/0-П о регистрации Короткова И.А. и N19072/0-П о регистрации Пушкина В.Ю. кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский (далее - МС ВМО МО Екатерингофский) шестого созыва по многомандатному избирательному округу N11, аннулировав регистрацию названных кандидатов.
В обоснование административного иска Шульгин В.В. указал, что является кандидатом в депутаты МС ВМО МО Екатерингофский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N11, в соответствии с решением ИКМО Екатерингофский от 4 июля 2019 года N190613/0-П.
Также по указанному избирательному округу решениями ИКМО Екатерингофский от 13 июля 2019 года N 190718/0-П и N19072/0-П зарегистрированы кандидатами в депутаты Коротков И.А. и Пушкин В.Ю, соответственно.
Однако, по мнению административного истца, ИКМО Екатерингофский необоснованно приняла решение о регистрации названных кандидатов, поскольку необходимые для регистрации кандидатами в депутаты документы представлены заинтересованными лицами за пределами установленного законом срока.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2019 года требования административного иска удовлетворены.
Решением суда признаны незаконными и отменены решения ИКМО Екатерингофский от 13 июля 2019 года N 190718/0-П о регистрации Короткова И.А. и N19072/0-П о регистрации Пушкина В.Ю. кандидатами в депутаты МС ВМО МО Екатерингофский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N11.
В апелляционных жалобах заинтересованные лица ставят вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Шульгин В.В, представитель заинтересованного лица - муниципального образования Муниципальный округ Екатерингофский не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Коротковым И.А, Пушкиным В.Ю. нарушен срок предоставления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидатами в депутаты, а также допущены иные нарушения в оформлении документов, в связи с чем, решения о регистрации их кандидатами в депутаты подлежат отмене.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Как установлено пунктом 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
В силу положений пункта 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46), выдвижение кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, представление документов для регистрации кандидатов осуществляются в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов.
Решением Совета депутатом Муниципального образования Екатерингофский от 10 июня 2019 года N 190508/2-И назначены выборы депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский шестого созыва. Из решения следует, что оно вступает в силу, со дня его официального опубликования.
Пунктом 4 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 106-7 от 28 июля 2019 года установлено, что решение МС МО Екатерингофский от 10 июня 2019 года N 190508/2-И "О назначении даты выборов депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский шестого созыва" доведено до общего сведения (обнародовано) 24 июня 2019 года.
ИКМО Екатерингофский обязано осуществлять прием документов для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты МС МО Екатерингофский шестого созыва в период с 25 июня 2019 года - со дня, следующего за днем обнародования решения МС МО Екатерингофский от 10 июня 2019 года N 190508/2-И "О назначении даты выборов депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский шестого созыва", в течение срока, установленного законом, то есть по 14 июля 2019 года.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статья 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, - также при наличии решения о выдвижении, указанного в пункте 7 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга), иных документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при условии поддержки выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в статье 35.1 Федерального закона, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Коротков И.А. представил полный пакет требуемых для регистрации кандидатом 2 июля 2019 года, а Пушкин В.Ю. представил необходимые для регистрации кандидатом в депутаты документы в ИКМО Екатерингофский 4 июля 2019 года, первично обратившись в названное ИКМО 27 июня 2019 года.
Решением ИКМО Екатерингофский от 4 июля 2019 года N 190613/0-П Шульгин В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 11.
Решением ИКМО Екатерингофский от 13 июля 2019 года N 190718/0-П Коротков И.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 11.
Решением ИКМО Екатерингофский от 13 июля 2019 года N 190722/0-П Пушкин В.Ю. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 11.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что заинтересованными лицами представлены необходимые для регистрации кандидатом документы в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, и ИКМО Екатерингофский приняты законные и обоснованные решения о регистрации Короткова И.А, Пушкина В.Ю. кандидатами в депутаты.
Доводы административного истца и избирательной комиссии, согласно которым решение о назначении выборов доведено до сведения кандидатов 10 июня 2019 года в публикации решения от 10 июня 2019 года N 190508/2-И о назначении выборов в газете "Екатерингофский Вестник" N 32 (394) от 10 июня 2019 года, которая распространена в том числе, путем размещения на стойках, расположенных в администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, библиотеках, кафе, военном комиссариате, СПб ГБУ Дом молодежи Рекорд, администрации МО Екатерингофский, а также решение о назначении выборов направлено в установленном законом порядке в ТИК, администрацию района, Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку опровергаются Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 106-7 от 28 июля 2019 года.
При этом судебная коллегия учитывает, что Санкт-Петербургской избирательной комиссией при принятии решения N 106-7 от 28 июля 2019 года дана оценка многочисленным жалобам о допущенных нарушениях ИКМО Екатерингофский, установлены нарушения МС МО Екатерингофский порядка опубликования решения о назначении выборов; получены пояснения заявителей, акты об отсутствии в библиотеке выпусков газет МС МО Екатерингофский с решением о назначении выборов; осмотрен официальный сайт в сети Интернет, адрес которого определен Уставом МС МО, при этом установлено, что по состоянию на 25 июня 2019 года, сайт не работает; получены объяснения председателя ТИК N 1 и председателя ИКМО Екатерингофский. Санкт-Петербургской избирательной комиссией, установлено, что надлежащим образом заверенные документы, связанные с назначением выборов, получены 24 июня 2019 года.
При этом судебная коллегия отклоняет доводы административного истца, административного ответчика, что решение N 106-7 от 28 июня 2019 года принято Избирательной комиссией Санкт-Петербурга незаконно, поскольку в установленном законом порядке указанное решение не оспорено и не отменено, и в ходе рассмотрения настоящего административного дела Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 106-7 от 28 июля 2019 года оспариванию не подлежит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что документы могли быть поданы кандидатами по 14 июля 2019 года, поэтому решения ИКМО Екатерингофский N 190718/0-П о регистрации Короткова И.А. и N19072/0-П о регистрации Пушкина В.Ю. кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Екатерингофский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N11 отмене не подлежат.
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимом указать следующее.
Как следует из административного искового заявления, Шульгиным В.В. заявлены требования об отмене решений избирательной комиссии о регистрации заинтересованных лиц кандидатами в депутаты, по тем основаниям, что документы, необходимые для регистрации кандидатами в депутаты представлены с нарушением срока, установленного пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В ходе судебного разбирательства заявленные исковые требования административным истцом не менялись, однако, руководствуясь положениями части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, посчитав, что при разрешении административных дел о защите избирательных прав не связан основаниями и доводами заявленных требований, определил, проверить дело в полном объеме, тем самым выйдя за пределы заявленных исковых требований и приняв решение по основаниям и доводам, которые административным истцом не заявлялись, установил, что у ИКМО Екатерингофский имелись иные оснований для отказа в регистрации кандидатов.
Между тем судом оставлены без внимания положения части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которыми, исходя из принципа состязательности и равноправия сторон установлена обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.
Обязанность же доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом федеральный законодатель установил, что при проверке законности этих решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и должен выяснить в полном объеме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между слабой и сильной стороной отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (например, части 8, 11 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенные правовые нормы, свидетельствуют о том, что предписания части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть применены в споре между неравными субъектами публичных правоотношений, в частности, между кандидатом и избирательной комиссией, обладающей властными публичными полномочиями.
При таких обстоятельствах выход суда за пределы требований, заявленных кандидатом против других кандидатов, обладающих таким же объемом прав и обязанностей, в целях их исключения из избирательного процесса, является существенным нарушением установленного законом принципа состязательности и равноправия сторон.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2019 года отменить.
В удовлетворении административного иска Шульгина В. В. к Избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга округ Екатерингофский о признании незаконными и отмене решений - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.