Судебная коллегия по административным дела Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Игнатьевой О.С.
при секретаре Чернышове А.А.
с участием прокурора Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2019 года административное дело N2а-4419/2019 по апелляционной жалобе Бондарева А. Г. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года по административному исковому заявлению Бондарева А. Г. к Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителей административного ответчика -председателя Грогуль А.Г, действующего на основании решения N1-3 от 26 февраля 2019 года, и Пахомовой Е.В, действующей на основании доверенности от 17 июля 2019 года сроком по 31 декабря 2020 года, заключение прокурора Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бондарев А. Г. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать действительными подписи на семи подписных листах с подписями двадцати семи избирателей из двадцати семи представленных в поддержку кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78 Бондарева А.Г.;
-отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное от 19 июля 2019 года N10-3 об отказе в регистрации Бондарева А.Г. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78,
- обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное зарегистрировать Бондарева А.Г. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78.
В обоснование заявленных требований Бондарев А.Г. указал, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное от 19 июля 2019 года N10-3 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78. В соответствии с указанным решением были признаны недействительными 27 подписей избирателей из 27 представленных в соответствии с подпунктом "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга N 303-46. По мнению административного истца, решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное от 19 июля 2019 года не соответствует требованиям пункта 4.3 Постановления ЦИК РФ N128/986-6 от 13 июня 2012 года, так как в решении избирательной комиссии не указаны содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом подписей, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей, так же не содержатся временные характеристики принятого решения (часы, минуты); в нарушение Приложения N2 к Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, не соблюдено обязательное требование кода 37 - предполагающего наличие заключения эксперта - почерковеда, обжалуемое решение вынесено без него; обжалуемое решение принято с нарушением пункта 8 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" N298-51, предусматривающего обязательность наличия заверения подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей.
По мнению административного истца, он исполнил требования статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" собственноручным указанием своей фамилии, имени, отчества и заверением напротив произведенной им записи - подписи. Административный ответчик указал, что рабочей группой избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное по соблюдению порядка сбора подписей, оформлению подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей были исследованы подписные листы в количестве 7 штук с подписями 27 избирателей и было обнаружено нарушение пункта 8 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга N303-46, так как на всех представленных подписных листах лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей собственноручно не внесены сведения о фамилии, имени и отчестве, дате рождения, адресе места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта, наименования или кода выдавшего его органа (данные набраны печатным текстом). Подтверждение о получении документов для регистрации кандидата в депутаты не заполнено надлежащим образом, так как в графе отметка о получении документов не написано слово "получено" и не указано количество подписей переданных кандидатом в депутаты. Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты не были вручены административному истцу. О дате заседания избирательной комиссии и о дате заседания рабочей группы административного ответчика по проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты административный истец не был уведомлен.
Указанное нарушение, по мнению истца, является грубым нарушением закона, поскольку ставит под сомнение правильность составления протокола и итоги голосования рабочей группы административного ответчика, не позволяет с достоверностью определить волеизъявление участников. У рабочей группы по проверке подписей отсутствовало Положение о рабочей группе для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78, что приводит к отсутствию ее полномочий и неясности порядка осуществляемой ею деятельности. В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" обращено внимание на то, что в целях единообразного применения норм законодательства участниками избирательного процесса, соблюдения равенства кандидатов избирательная комиссия, организующая выборы, может принять акт, в котором системно изложить процедуры, связанные со сбором подписей, приемом и проверкой подписных листов, установить или рекомендовать какую либо форму, то она будет обязательна для кандидата. Административный ответчик подобного акта не принимал, тем самым, не устанавливал форму подписного листа, обязательного для кандидата. Так же, указанным Постановлением указано, что отклонение от формы подписного листа, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не будет являться нарушением.
Административный истец не передавал административному ответчику список лиц, осуществляющих сбор подписей в его поддержку, за отсутствием таковых лиц. Форма списка лиц, осуществляющих сбор подписей административным ответчиком не утверждалась, тем самым, ее представление не было вменено в обязанность административному истцу. Подписные документы и иные связанные с ними документы подлежат принятию рабочей группой, которая проверяет их соответствие утвержденной форме или присутствию в них всех необходимых данных. По мнению истца, отсутствие указаний в подписном листе о сборщике подписей выполненных лично (собственноручно) не может трактоваться однозначно, поскольку, сборщик подписей и кандидат в депутаты являются единым физическим лицом, то есть утверждение об отсутствии сведений о сборщике подписей аналогично утверждению об отсутствии сведений о самом кандидате. Все 27 подписей избирателей из 27 подписей на семи подписных листах признавать недействительными не было никаких оснований, при наличии собственноручно внесенных записей административным истцом и отсутствии у административного ответчика данных о сборщике подписей административного истца.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Бондарев А.Г. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации телефонограммой.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административный истец об отложении дела не просил, его неявка не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее -Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга согласно пункту 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное от 19 июня 2019 года N 298 назначены выборы депутатов муниципального совета шестого созыва на 08 сентября 2019 года.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное от 19 июля 2019 года N10-3 Бондареву А.Г. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное шестого созыва по многомандатному избирательному округу N78.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные Бондаревым А.Г. подписные листы являются недействительными в связи с тем, что не содержат собственноручного указания сведений о сборщике подписей избирателей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В силу подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования указана приложениях 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с которыми в подписной лист должны быть внесены сведения "Подписной лист удостоверяю: (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата ее внесения); кандидат (фамилия, имя, отчество, подпись и дата ее внесения).
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подпунктом "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Недействительными подписями согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года N67-ФЗ и подпункту "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В подписных листах Бондарев А.Г. не указал в рукописном виде сведения о себе, как сборщике подписей избирателей.
Таким образом, в соответствии с подпунктом "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 и подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года N67-ФЗ все собранные Бондаревым А.Г. подписи избирателей являются недействительными.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрена возможность устранения кандидатом неполноты сведений о нем или ненадлежащего оформления избирательных документов либо восполнения отсутствия какого-либо из них.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия согласно пункту 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 не позднее, чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей.
При таком положении, независимо от неисполнения избирательной комиссией обязанности по извещению кандидата об отсутствии документов и имеющихся недостатках в документах, Бондарев А.Г. был лишен права их восполнить.
Иные доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, поскольку представленные Бондаревым А.Г. подписные листы в силу положений подпункта "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 и подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года N67-ФЗ являются недействительными и их исправление после представления в избирательную комиссию не допускается.
Доводы апелляционной направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бондарева А. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.