Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Головкиной Л.А, Стаховой Т.М.
при секретаре
Параконном А.И.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И..
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2019 года апелляционную жалобу Краевой Е. Е. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года по административному делу N 2а-3576/2019 по административному исковому заявлению Краевой Е. Е. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения административного истца - Краевой Е.Е, ее представителя Сечкиной М.А, представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары - Бганцевой Т.А, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краева Е.Е. обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары (далее - ИКМО) от 20 июля 2019 года N 13-6 об отказе в регистрации Краевой Е.Е. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1, обязав ответчика зарегистрировать истца кандидатом и обратив решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование административного иска Краева Е.Е. ссылалась на то, что для реализации своего пассивного избирательного права обратилась в установленный срок с заявлением о выдвижении в качестве кандидата в депутаты внутригородского муниципального образования муниципального округа поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 (далее - МС ВМО МО поселок Шушары).
Вместе с тем, решением ИКМО поселок Шушары от 20 июля 2019 года отказано в регистрации истца в качестве кандидата, в связи неверным указанием в заявлении сведений о кандидате (идентификационный номер налогоплательщика), при этом изменения сведений внесены с нарушением Федерального закона, также с нарушениями внесены сведения и в подписные листы.
Полагая названное решение незаконным, Краева Е.Е. ссылалась на то, что в случае выявления рабочей группой в представленных документах неполноты сведений, несоблюдения Федерального закона N67-ФЗ в части оформления документов избирательная комиссия должна была уведомить кандидата о выявленных нарушениях, нарушения, указанные в извещении Краевой Е.Е. устранены; отсутствие в подписных листах слова "многомандатный" и указание номера избирательного округа прописью, не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года отказано в удовлетворении требований административного иска.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности доводов административного иска.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенным выводом суда, исходя из следующего.
Так, решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары пятого созыва от 19 июня 2019 года N 17 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Данное решение опубликовано 24 июня 2019 года в газете муниципального образования "Муниципальный Вестник "Шушары" N 13 (133).
Согласно подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу поселок Шушары, ИКМО 28 июня 2019 года от Краевой Е.Е. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом);
- копии документов, подтверждающих сведения об основном месте работ или службы, о занимаемой должности (роде занятий);
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- сведения о контактном номере телефона, адресе электронной почты.
Согласно подтверждению о получении документов от 12 июля 2019 года, членом ИКМО в 14 часов 10 минут от Краевой Е.Е. были приняты:
- подписные листы;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде;
- документ, подтверждающий факт оплаты подписных листов;
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Также, 12 июля 2019 года Краевой Е.Е. в избирательную комиссию подано заявление о внесении изменений в ранее поданные документы, согласно которому она просила приобщить к документам, поданным в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться с указанием сведений о неосуществлении полномочий депутата представительного органа на непостоянной основе, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иной идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН).
Решением ИКМО поселок Шушары от 20 июля 2019 года N13-6 Краевой Е.Е. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 на основании подпунктов "г", "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" в связи с тем, что порядок выдвижения кандидата не соответствует требованиям статей 22-29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 в части: пункта "1" статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46:
- в заявлении о согласии баллотироваться указаны неверные сведения о кандидате (ИНН);
- данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, вносились с нарушением;
- сведения в подписные листы внесены с нарушением требований Федерального закона.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, на момент вынесения избирательной комиссией оспариваемого решения личное дело Краевой Е.Е. содержало заявление о согласии баллотироваться с верно указанными о себе сведениями.
Таким образом, у избирательной комиссии отсутствовали основания для вывода о том, что в заявлении указаны неверные сведения о кандидате в части указания ИНН, а также о том, что изменения в сведения о кандидате вносились с нарушениями.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Судебная коллегия полагает, что таких оснований в рамках рассмотренного дела не имеется.
Так, статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
Проанализировав содержание представленных Краевой Е.Е. в ИКМО поселок Шушары документов, судебная коллегия приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, были соблюдены заинтересованным лицом в полном объеме.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что административным ответчиком не представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемого решения.
Необходимые документы в деле названного кандидата представлены. Избирательная комиссия не была введена административным истцом или избирательным объединением в заблуждение.
Частью 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Согласно подпунктам "в.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего федерального закона, иного закона, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании пункта 6 статьи 76 этого же федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 18 мая 2005 года N 4-Г05-9 реализация полномочий, которые могут быть предоставлены избирательным комиссиям, не может противоречить основным задачам и целям избирательных комиссий, то есть подготовке и проведению выборов.
Оспариваемое истцом решение явилось следствием указанных нарушений, в связи с чем, судом первой инстанции неверно сделан вывод о законности оспариваемого решения, при этом не принято во внимание и то, что оно препятствует истцу в реализации его пассивного избирательного права при его надлежащем волеизъявлении на реализацию данного права.
Таким образом, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении заявленных Краевой Е.Е. требований, не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о признании незаконным оспариваемого решения по вышеизложенным основаниям.
Вместе с тем, полагая, что решение ИКМО поселок Шушары от 20 июля 2019 года N13-6 не может быть признано законным и подлежит отмене по доводам административного иска, у судебной коллегии отсутствуют основания для возложения на избирательную комиссию обязанности по регистрации Краевой Е.Е. в качестве кандидата, исходя из следующего.
Так, на максимально возможное восстановление нарушенных прав участников выборов ориентирует законодательную власть и Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, относящая к универсальным стандартам демократических выборов, в частности, обеспечение надлежащими средствами судебной и иной защиты как легитимного и публичного характера самих выборов, так и избирательных прав и свобод граждан, кандидатов и политических партий (коалиций), участвующих в выборах (пункт 6 статьи 1).
При этом данная Конвенция, являющаяся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обращает особое внимание на то, что каждый кандидат и каждая политическая партия (коалиция), участвующие в выборах, должны признавать итоги голосования и результаты выборов и вместе с тем иметь возможность обжаловать официальные итоги голосования и результаты выборов, нарушающие избирательные права и свободы граждан, в судебные и (или) иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законами, международными обязательствами государства (пункт 7 статьи 9); в случае нарушения стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод, а также законов о выборах лицо или лица, чьи права были нарушены, должны иметь право и возможность обжалования и восстановления нарушенных прав в судах, а в случаях и порядке, установленных законами, - также в избирательных органах (пункт 1 статьи 16).
При этом судебная коллегия принимает во внимание положения законодательства о выборах, согласно которым регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке, возложил на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать кандидата в депутаты при существовании до принятия обжалуемого решения суда обстоятельств, способных повлиять на принятие избирательной комиссией того или иного решения по вопросу о регистрации кандидата, подлежащего разрешению с учетом положений статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и предметом рассмотрения по настоящему делу не являвшихся.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что из материалов дела следует, что копия документа об образовании административным истцом в избирательную комиссию была представлена, от нее принята. О несогласии с формой заверения копии диплома ИКМО не выразила. В связи с этим, отсутствие удостоверительной надписи на копии диплома не может быть расценено как грубое нарушение, являющееся достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Руководствуясь приведенным положением Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, принимая новое решение по настоящему административному делу и учитывая, что регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, считает необходимым возложить на ИКМО поселок Шушары обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Краевой Е.Е. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ поселок Шушары шестого созыва по избирательному округу N1.
Апелляционное определение подлежит обращению к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года об отказе в удовлетворении заявленных требований отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 20 июля 2019 года N 13-6 об отказе в регистрации Краевой Е. Е. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1.
Обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары от 20 июля 2019 года N 13-6 рассмотреть вопрос о регистрации Краевой Е. Е. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1.
Апелляционное определение подлежит немедленному исполнению.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.