Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Ильинской Л.В.
при секретаре Мерцаловой Ю.Ю.
с участием прокурора Андреевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2019 года административное дело N2а-6269/2019 по апелляционной жалобе Малышева А. Г. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года по административному исковому заявлению Пеганова А. М. о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Курбатова И.И, действующего на основании доверенности сроком на 3 года; представителей административного ответчика -председателя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 Громцева О.В, действующего на основании решения от 18 апреля 2018 года N2018/01-3, и Книзель С.Г, действующей на основании доверенности от 21 июня 2019 года сроком по 31 декабря 2019 года, представителя заинтересованного лица Семиковой Л.Е, действующей на основании доверенности от 16 августа 2019 года сроком на 1 год, заключение прокурора Андреевой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пеганов А. М. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
- отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 от 18 июля 2019 года N2019/17-12 о регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N58 Малышева А. Г.;
-отменить регистрацию кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N58 Малышева А. Г..
В обоснование заявленных требований Пеганов А.М. указал, что зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N58; по тому же избирательному округу решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 от 18 июля 2019 года N2019/17-12 зарегистрирован Малышев А.Г. Решение о регистрации Малышева А.Г, по мнению административного истца, является незаконным, поскольку в подписных листах зарегистрированного кандидата Малышева А.Г. не были указаны сведения о заверении их лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, что является нарушением пункта 8 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и согласно пункту 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 влечет недействительность всех подписей в подписном листе.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года административный иск удовлетворен частично, признано незаконным решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 от 18 июля 2019 года N2019/17-12 о регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N58 Малышева А.Г.
В апелляционной жалобе Малышев А.Г. просит решение отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что сбор подписей осуществлялся им самостоятельно, суд необоснованно не принял во внимание, что сведения о дате рождения сборщика подписей, являющегося также кандидатом, указаны в заголовке подписного листа.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец Пеганов А.М. и заинтересованное лицо Малышев А.Г, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - телефонограммами и смс-сообщением.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административный истец и заинтересованное лицо об отложении дела не просили, их неявка не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителей административного ответчика, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 от 18 июля 2019 года N2019/17-12 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N58 зарегистрирован Малышев А. Г..
Частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные Малышевым А.Г. подписные листы являются недействительными в связи с тем, что не содержат собственноручного указания даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В силу подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования указана приложениях 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с которыми в подписной лист должны быть внесены сведения "Подписной лист удостоверяю: (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата ее внесения); кандидат (фамилия, имя, отчество, подпись и дата ее внесения).
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подпунктом "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Недействительными подписями согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года N67-ФЗ и подпункту "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В подписных листах Малышев А.Г. не указал в рукописном виде сведения о дате своего рождения как сборщика подписей избирателей.
Таким образом, в соответствии с подпунктом "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 и подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года N67-ФЗ все собранные Малышевым А.Г. подписи избирателей являются недействительными.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрена возможность устранения кандидатом неполноты сведений о нем или ненадлежащего оформления избирательных документов либо восполнения отсутствия какого-либо из них.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия согласно пункту 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 не позднее, чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей.
При таком положении, независимо от неисполнения избирательной комиссией обязанности по извещению кандидата об отсутствии документов и имеющихся недостатках в документах, Малышев А.Г. был лишен права их восполнить.
Мнение представителя заинтересованного лица об утрате административным истцом права на обращение в суд с административным иском в связи с отменой его регистрации, не является основанием для отмены решения суда, поскольку, как следует из объяснений сторон и заинтересованного лица, решение в отношении Пеганова А.М. принято судом после принятия решения в отношении Малышева А.Г. и на настоящее время решение не вступило в законную силу.
Доводы апелляционной направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию заинтересованного лица с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малышева А. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.