Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Чуфистова И.В, Сафоновой Ю.Ю.
при секретаре
Байыр А.Ю.
с участием прокурора
Мазиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 августа 2019 года апелляционную жалобу Касаткина И. М. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 30 августа 2019 года по административному делу N 2а-10172/2019 по административному исковому заявлению Тарасова А. Н. к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос о признании незаконным решения о регистрации Касаткина И. М. кандидатом в депутаты,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителя административного истца Тарасова А.Н. - Журова Е.Ю, представителя ИКМО поселок Лисий Нос - Шандарова О.В, заинтересованного лица - Касаткина И.М, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Мазиной О.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасов А.Н. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа поселок Лисий Нос (далее - ИКМО поселок Лисий Нос) от 5 августа 2019 года N 37-Р "О регистрации Касаткина И.М. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования поселок Лисий Нос (далее - МС ВМО поселок Лисий Нос) шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4".
В обоснование административного иска Тарасов А.Н. ссылался на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты МС ВМО поселок Лисий Нос шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4.
По указанному избирательному округу также зарегистрирован кандидатом в депутаты и Касаткин И.М.
Вместе с тем ИКМО поселок Лисий Нос, по мнению административного истца, необоснованно приняла решение о регистрации Касаткина И.М, поскольку в представленных заинтересованным лицом для регистрации документах имелись существенные нарушения избирательного законодательства, препятствовавшие принятию документов.
Так, истец ссылался на отсутствие в представленных документах доказательств, подтверждающих место жительство Касаткина И.М, указанное им в заявлении о согласии баллотироваться, поскольку из представленных документов следует, что Касаткин И.М. снят с регистрационного учета 14 марта 2019 года и на дату подачи заявления о согласии баллотироваться регистрации по месту жительства не имел.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 30 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановленным решением суда признано незаконным и отменено решение ИКМО поселок Лисий Нос от 5 августа 2019 года N 37-Р "О регистрации Касаткина И.М. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования поселок Лисий Нос (далее - МС ВМО поселок Лисий Нос) шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4".
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, представление своих интересов административный истец доверил представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Тарасова А.Н.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лисий Нос от 19 июня 2019 года N 50 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лисий Нос шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в газете "Вести Лисьего Носа" от 24 июня 2019 года N9(247).
Решением ИКМО поселок Лисий Нос от 19 июля 2019 года N 19-Р Тарасов А.Н, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты МС ВМО поселок Лисий Нос шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4.
Решением ИКМО поселок Лисий Нос от 18 июля 2019 года N 22-О отказано в регистрации Касаткина И.М. кандидатом в депутаты МС ВМО поселок Лисий Нос шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4, поскольку Касаткин И.М. представил в ИКМО поселок Лисий Нос первый финансовый отчет в машиночитаемой и бумажной форме по состоянию на 9 июля 2019 года, между тем справка из банка об остатках средств на лицевом счете представлена по состоянию на 8 июля 2019 года, что исключает возможность избирательной комиссии в полном объеме проконтролировать средства специального избирательного счета, открытого на имя кандидата. Представленную 15 июля 2019 года выписку из специального избирательного счета по состоянию на 9 июля 2019 года ИКМО поселок Лисий Нос не может принять во внимание, поскольку указанный документ представлен за пределами периода, установленного пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга, соответственно прием документов может быть осуществлен до 18 часов 00 минут 14 июля 2019 года.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-59 решение ИКМО поселок Лисий Нос от 18 июля 2019 года N 22-О отменено, на ИКМО поселок Лисий Нос возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты МС МО поселок Лисий Нос шестого созыва Касаткина И.М. не позднее, чем через пять дней после принятия решения, а также указано, что при повторном рассмотрении необходимо руководствоваться выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в решении.
Решением ИКМО поселок Лисий Нос от 5 августа 2019 года N 37-Р Касаткин И.М, выдвинутый Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге, зарегистрирован кандидатом в депутаты МС ВМО поселок Лисий Нос шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 4
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу об обоснованности доводов административного искового заявления.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с приведенным выводом суда.
Так, статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Из материалов дела следует, что 7 июля 2019 года Касаткин И.М. подал в ИКМО поселок Лисий Нос:
- заявление о согласии баллотироваться;
- сведения о размере и источниках доходов;
- сведения о принадлежащем имуществе на праве собственности;
- копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта);
- сведения об образовании;
- решение органа политической партии о выдвижении;
- нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 названного Федерального закона.
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования приведен в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года основаниями для отказа в регистрации кандидата в депутаты являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона (подпункт "г");
отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом (подпункт "д").
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из заявления Касаткина И.М. о согласия баллотироваться, кандидатом указан адрес места жительства: 194064, "адрес"
Согласно сведениям о месте жительства в представленном в материалы дела паспорте гражданина Российской Федерации Касаткин И.М. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", 14 марта 2019 года, снят с регистрационного учета по данному адресу, регистрации по месту жительства не имеет.
Касаткиным И.М. в судебном заседании суда первой инстанции представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" на период с 1 июля 2019 года по 26 августа 2019 года.
Анализ изложенного, позволяет судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции, что заинтересованным лицом в заявлении о согласии баллотироваться от 7 июля 2019 года указаны недостоверные сведения об адресе места его жительства, поскольку на указанную дату регистрации по месту жительства Касаткин И.М. не имел, а указанный им в заявлении о согласии баллотироваться адрес являлся адресом его регистрации по месту пребывания. При этом, в избирательную комиссию Касаткин И.М. таких сведений не представил.
Таким образом, заявление Касаткина И.М. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты составлено с нарушением требований избирательного законодательства, содержит недостоверные сведения, вводящие в заблуждение до той степени, что оно может служить основанием к отказу в регистрации кандидата.
При этом доводы апелляционной жалобы о неопределенности статуса Касаткина И.М. в виду наличия решения Санкт - Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года о признании незаконным решения ИКМО поселок Лисий Нос об отказе в регистрации Касаткина И.М. кандидатом в депутаты, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основано на неверном толковании норм права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что выводы суда подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.
Доводы апелляционной направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу, сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 30 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.