Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Алексеевой В.Ш,
с участием прокурора Никонова В.В, представителя ответчика АО "Теплоэнергосервис" Васильева А.С, представителя ответчика ГУП "ЖКХ РС(Я)" Зайцевой Т.И, представителя третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) Филиппова В.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Алданского районного суда РС(Я) от 07 июня 2019 года, которым по делу по иску прокурора Алданского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Теплоэнергосервис", Государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)" об обязании в солидарном порядке установить приборы учета тепловой энергии на котельной N 4 г. Томмот, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Нагорная (инвентарный N... ),
постановлено:
Исковые требования прокурора Алданского района Республики Саха (Якутия) к Акционерному обществу "Теплоэнергосервис", ГУП "ЖКХ РС (Я)" об обязании в солидарном порядке установить приборы учета тепловой энергии на котельной N 4 г. Томмот, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Нагорная (инвентарный N... ), удовлетворить.
Обязать АО "Теплоэнергосервис", ГУП "ЖКХ РС (Я)" солидарно установить приборы учета тепловой энергии на котельной N 4 г. Томмот, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Нагорная (инвентарный N... ), в срок до 01.09.2019 года.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения явившихся участников процесса, судебная коллегия
установила:
Прокурор Алданского района РС(Я) обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил обязать АО "Теплоэнергосервис" установить приборы учета тепловой энергии на котельной N 4 г. Томмот, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Нагорная (инвентарный N... ). В ходе производства прокурор просил обязать АО "Теплоэнергосервис и ГУП "ЖКХ РС(Я)" в солидарном порядке установить приборы учета тепловой энергии на котельной, также изменил требования в части срока исполнения судебного решения, настаивал обязать ответчика установить приборы учета в срок до 01.09.2019. Основанием для обращения в суд явилось то, что при проведении прокуратурой района проверки установлено нарушение требований действующего законодательства, а именно: отсутствие прибора учета тепловой энергии в вышеназванной котельной, находящейся в эксплуатации АО "Теплоэнергосервис".
Определением суда от 11.04.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУП "ЖКХ РС(Я)", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я).
07.06.2019 судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик АО "Теплоэнергосервис".
В апелляционной жалобе ответчик АО "Теплоэнергосервис" указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что обязанность по оснащению приборами учета объектов несет собственник, каковым АО "Теплоэнергосервис" не является. Судом не установлено, прокурором не доказано, что собственником котельных является АО "Теплоэнергосервис". Ссылку суда на Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" считает несостоятельной, указывая, что данным постановлением регулируются вопросы осуществления коммерческого учета тепловой энергии, тогда как прокурор ставит вопрос о необходимости установления приборов учета. Между тем коммерческий учет возможен лишь в том случае, если к источнику тепловой энергии подключен единственный потребитель, тогда как Общество осуществляет поставку неопределенному кругу лиц. Просит отменить решение суда, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
До рассмотрения дела по существу судом апелляционной инстанции от заместителя прокурора Алданского района поступило заявление об отказе от иска к ответчику ГУП "ЖКХ РС(Я)".
Изучив материалы дела, обсудив поступившее заявление об отказе от иска, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявления и прекращении производства по делу в части иска к ответчику ГУП "ЖКХ РС(Я)" по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с частью 2 статьей 326.1 ГПК РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 ГПК РФ. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Учитывая, что отказ от иска подан прокурором района в надлежащей процессуальной форме, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия считает возможным принять данный отказ, отменить обжалуемое решение суда в части возложения на ГУП "ЖКХ РС(Я)" установить приборы учета на котельной, и прекратить в этой части производство по делу.
Судебная коллегия, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 241-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Оснащать приборами учета сети, через которые передаются энергетические ресурсы, обязаны организации, осуществляющие, в частности, передачу тепловой энергии, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению такими приборами учета (часть 9 статьи 13 Федерального закона N 241-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.5.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, в тепловых энергоустановках должна быть обеспечена требуемая точность измерения расходов тепловой энергии, теплоносителей и технологических параметров работы; учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных приборов и информационно-измерительных систем.
В соответствии с приведенными Правилами тепловая энергоустановка- энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Котельная, согласно Правилам, комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты
Из материалов дела следует, что прокуратурой района во исполнение требований приказа Генеральной прокуратуры РФ от 03.03.2017 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере.
Проверкой установлено, на 21 котельной и 4 теплопунктах Алданского района, в том числе на котельной N 4 г. Томмот, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Нагорная (инвентарный N... ), отсутствуют приборы учета тепловой энергии.
Согласно материалам дела Министерством имущественных и земельных отношений РС(Я), ГУП "ЖКХ РС(Я)" и ОАО "Теплоэнергосервис" 01.05.2012 подписано Концессионное соглашение о создании, реконструкции, ремонте и эксплуатации в отношении системы коммунальной инфраструктуры, объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод теплоснабжения Республики Саха (Якутия), находящихся на территории муниципального образования "Алданский район" (далее - Концессионное соглашение).
Указанное явилось основанием для обращения прокурора с настоящим исковым заявлением в суд об обязании ОАО "Теплоэнергосервис" установить приборы учета тепловой энергии на котельной.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из обоснованности и законности заявленных требований. Суд пришел к выводу, что АО "Теплоэнергосервис", заключив Концессионное соглашение, приняло на себя обязательства по обслуживанию и эксплуатации тепловых энергоустановок, принадлежащих на праве собственности Республике Саха (Якутия).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных доказательств.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В силу положений пункта 1 Концессионного соглашения концессионер АО "Теплоэнергосервис" обязан за свой счет ремонтировать, создавать, реконструировать и эксплуатировать имущество, состав и описание которого приведено в приложении перечне N2 к Концессионному соглашению, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать Концеденту - Республике Саха (Якутия), интересы которой представляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Согласно пунктам 70, 71 Концессионное соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 10 лет. Срок использования (эксплуатации) ОАО "Теплоэнергосервис" объекта Концессии с момента получения по акту приема - передачи объекта Соглашения до 01.05.2022.
Актом приема-передачи объектов Концессионного соглашения котельные, принадлежащие на праве собственности Республике Саха (Якутия), расположенные в Алданском районе, в том числе котельная N 4 г. Томмот (инвентарный N... ), переданы ОАО "Теплоэнергосервис".
Судебная коллегия, принимая во внимание положения части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, которыми установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, отмечает, что АО "Теплоэнергосервис", не отрицает необходимость установки приборов учета тепловой энергии на котельных. Несогласие с решением суда ответчик выражает только в том, что обязанность по оснащению приборами учета объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена на собственника этих объектов. Собственником котельных является Республика Саха (Якутия), которую в данном случае представляет Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я).
Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы, что обязанность установить приборы учета тепловой энергии должна быть возложена на собственника объектов, в данном случае Республику Саха (Якутия).
То обстоятельство, что собственник котельных - Республика Саха (Якутия), а не административный ответчик, не является основанием для освобождения АО "Теплоэергосервис" от обязанности установить приборы учета тепловой энергии.
В данном случае обязательства по обслуживанию и эксплуатации тепловых энергоустановок, ремонтировать, создавать, реконструировать и эксплуатировать имущество, принадлежащее на праве собственности Республике Саха (Якутия), возложены на АО "Теплоэнергосервис" условиями Концессионного соглашения, которому передано право владения и пользования объектами.
Кроме того, из приведенной выше части 9 статьи 13 Федерального закона N 241 -ФЗ следует, что оснащать приборами учета сети, через которые передаются энергетические ресурсы, обязаны организации, осуществляющие, в частности, передачу тепловой энергии.
Не влечет отмену решения суда и довод жалобы о том, что, так как АО "Теплоэнергосервис" осуществляет поставку неопределенному кругу лиц, коммерческий учет невозможен. Указанное не является основанием для несоблюдения требований ФЗ "О теплоснабжении", в котором прямо предусмотрено, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам. Выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на законность, обоснованность оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения, исключив из резолютивной части решения суда указание на срок исполнения решения суда, учитывая, что сроки исполнения решений суда установлены законодательством об исполнительном производстве. Кроме того, установленный судом первой инстанции срок исполнения решения- 01 сентября 2019 года, истек на момент вступления решения в законную силу. Правовых оснований для установления иного срока исполнения решения суда в данном случае судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Принять отказ истца от исковых требований в отношении ответчика ГУП "ЖКХ РС(Я)".
Решение суда в этой части отменить, производство по делу прекратить.
Решение Алданского районного суда РС(Я) от 07 июня 2019 года по делу по иску прокурора Алданского района РС(Я) к акционерному обществу "Теплоэнергосервис", об обязании установить приборы учета тепловой энергии на котельной N 4 г. Томмот, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Нагорная (инвентарный N... ), оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исключив из резолютивной части решения указание на срок исполнения решения суда.
Председательствующий В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.