Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., судей Холмогорова И.К., Федоровой Г.А., при секретаре Юдиной М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск
"07" октября 2019 года
апелляционную жалобу представителя истца на решение Усть-Янского районного суда от 24 июля 2019 г, которым по делу по иску Нерловой В.Д. к администрации МО "Усть-Янский национальный наслег" о признании пострадавшим от чрезвычайной ситуации - наводнения, и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости
п о с т а н о в л е н о :
В удовлетворении иска Нерловой В.Д. к администрации МО "Усть-Янский национальный наслег" о признании пострадавшим от чрезвычайной ситуации - наводнения, и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости - отказать.
Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нерлова В.Д, обратилась в суд с указанным выше иском к администрации МО "Усть-Янский национальный наслег", ссылаясь на то, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с интенсивными дождями и наводнением, произошедшей на территории Усть-Янского национального наслега 31.05.2018 года, домовладение, расположенное в с. Усть-Янск Усть-Янского района РС (Я) по адресу:.., оказалось в зоне подтопления. Истец указала, что обратилась в администрацию МО "Усть-Янский национальный наслег" с заявлением о включении в списки ее и лиц (совместно проживающих членов семьи) на оказание финансовой помощи, однако во включении в списки им было отказано в связи с тем, что на момент чрезвычайной ситуации истец не имел регистрации в домовладении, подвергнувшемуся подтоплению.
Представитель администрации МО "Усть-Янский национальный наслег", извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, что в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела без его участия.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Нерловой В.Д. обратилась с апелляционной жалобой, указывая на то, что истица фактически проживает в с.Усть-Янске. В подтверждении проживания в подтопленном доме является справка об обращении в больницу с. Усть-Янск. Просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым требования истицы удовлетворить.
Стороны на судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст. 14, ст. 15 ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда РС(Я).
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, и принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, не сообщили суду причины неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. "г", "д" п. 2 постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 года N 110 "Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности оказание гражданам единовременной материальной помощи и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В соответствии с п. 2 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года N 110 выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется в случае постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из недоказанности факта постоянного проживания истца по адресу:... на момент чрезвычайной ситуации.
Суд верно исходил из того, что в подтверждение факта постоянного проживания по адресу:.., истец представила справку за подписью заместителя главы МО "Усть-Янский национальный наслег", из которой следует, что Нерлова В.Д. фактически проживает в с.УстьЯнск, ул.... д. N.., а также справку лечебного учреждения об обращении истицы за медицинской помощью с 01.01.2018 года по 31.05.2019 года.
Суд данным доказательствам дал оценку и пришел к выводу, что справки медицинского учреждения надлежащими доказательствами постоянного проживания истца в жилом помещении, находившемся в зоне подтопления, не являются, и не могут быть приняты во внимание судом.
Более того, как следует из справки и.о. директора Усть-Янского филиала АО " ********" Л. от 06.06.2019, по спорному адресу проживает три человека (л.д. 31).
Справка составлена на основании сведений МО "Усть-Янский национальный наслег", которые противоречат информации, представленной заместителем главы МО "Усть-Янский национальный наслег" Г. о проживании в подтопленном помещении 6 человек.
Судебная коллегия находит данные выводы суда верными, основанными на всестороннем и полном исследовании в судебном заседании доказательств, которые были судом, оценены в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания, для переоценки которых отсутствуют.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушении положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено достоверных, допустимых и бесспорных доказательств, подтверждающих постоянное проживание в с. Усть Янск..
Согласно копии паспорта и содержанию иска, Нерлова В.Д. зарегистрирована 10.05.2011 по адресу:... (л.д. 5).
В ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ч.1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон от 25 июня 1993 года N 5242-1), регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ч.1 ст. 3). Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ( ч.2 ст. 3).
Статьей 6 Закона предусмотрено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного ст. 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Несмотря на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Следовательно, при решении вопроса о месте жительства гражданина место его регистрации является определяющим.
Таким образом, нарушений судом первой инстанции при принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований о признании пострадавшем в результате наводнения; признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации; возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения, не имелось.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда являются необоснованными. Они аналогичны доводам заявления, адресованного суду первой инстанции, которые являлись уже предметом рассмотрения суда, давшему им надлежащую оценку. Данные доводы основаны на неправильном толковании закона, они не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену либо изменение решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Янского районного суда от 24 июля 2019 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В.Пухова
Судьи: И.К.Холмогоров
Г.А.Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.