Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Алексеевой В.Ш,
с участием административного истца Согояна С.К, его представителя Шоназарова Х.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 17 июля 2019 года по делу по административному иску Согояна С.К. к МУ МВД России "Якутское" о признании незаконным решения о неразрешении въезда в РФ, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения административного истца и его представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Согоян С.К. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения МУ МВД России "Якутское" о неразрешении ему въезда в РФ. Указывает, что является гражданином Республики Армении, о принятом решении узнал 11 июня 2019г, на территории РФ у него имеется несовершеннолетний ребенок, являющийся гражданином РФ. В период пребывания на территории РФ нарушений миграционного законодательства не допускал, оспариваемые решения влекут существенное вмешательство в его личную жизнь и лишают его права на общение с ребенком. Считает, что данное решение является слишком суровым за незначительные правонарушения. Просил суд признать незаконным оспариваемое решение.
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано административным истцом.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, будучи не согласен с выводами суда. Настаивает на том, что решение МУ МВД России "Якутское" не является в данном случае адекватной мерой государственного реагирования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно абзацу 3 ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных ст.26 настоящего Федерального закона, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В соответствии с п.4 ст.26 этого Федерального закона, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
По смыслу указанной нормы решение о неразрешении въезда в РФ может быть вынесено при установлении факта неоднократного привлечения в течение трех лет к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, вне зависимости от состава административного правонарушения.
Судом установлено, что 23 апреля 2019г. ОВМ МУ МВД России "Якутское" в отношении гражданина Республики Армения Согояна С.К, _______ рождения, принято решение о неразрешении въезда на территорию РФ сроком на 3 года до 31 августа 2021г. на основании п.4 ст.26 Федерального закона N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили факты привлечения Согояна С.К. к административной ответственности за совершение административных правонарушений: 19 января 2017г. по ст.12.37 КоАП РФ, 19 января 2017г. по ст.12.6 КоАП РФ, 28 февраля 2018г. по ст.12.3 КоАП РФ, 28 февраля 2018г. по ст.12.37 КоАП РФ, 21 августа 2018г. по ст.12.12 КоАП РФ.
Также помимо вышеназванных правонарушений совершались и другие, за которые он также был привлечен к административной ответственности: 27 июня 2017г. по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, 26 июля 2017г. по ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ, 22 сентября 2017г. по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, 22 декабря 2017г. по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, 25 сентября 2018г. по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, 21 февраля 2019г. по ст.12.6 КоАП РФ, 05 марта 2019г. по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, 11 июня 2019г. по ч.3 ст.12.23 КоАП РФ, что характеризует его как лицо, систематически допускающее нарушения установленных в РФ Правил дорожного движения.
Постановления вступили в законную силу, доказательств отмены указанных постановлений истец в ходе судебного разбирательства не представил, штрафы оплатил после принятия органом миграционного контроля оспариваемого решения.
Факт совершения данных правонарушений подтверждается материалами дела, заявителем не оспаривается.
11 июня 2019г. ОВМ МУ МВД России "Якутское" в отношении Согояна С.К. принято решение о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
11 июня 2019г. руководством ОВМ МУ МВД России "Якутское" Согоян С.К. уведомлен о принятых в отношении него решениях.
Таким образом, иностранный гражданин в период своего пребывания в Российской Федерации, допускал неоднократное нарушение законодательства, в связи с чем у должностных лиц ОВМ МУ МВД России "Якутское" имелись законные основания для принятия решения о неразрешении иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию.
Исходя из характера и степени общественной опасности совершенных правонарушений, при определении баланса интересов личной жизни иностранного гражданина и государственного правопорядка приоритет надлежит отдать защите интересов общества и государства от административных правонарушений, и принятое решение о не разрешении въезда на определенный срок является адекватной и справедливой мерой государственного реагирования на совершенные истцом административные правонарушения, на что правильно указано в решении суда первой инстанции.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02 марта 2006г. N 55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ст.55 ч.3 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
В силу требований Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений международно-правовых актов государство правомочно использовать действенные законные средства, которые, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013г. N 1-П, от 14 февраля 2013г. N 4-П и от 16 февраля 2016г. N 4-П, позволяли бы, следуя правомерным целям миграционной политики, определять правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также меры ответственности, в том числе административной, за его нарушение и правила применения соответствующих мер, направленные на пресечение правонарушений в области миграционных отношений, восстановление нарушенного правопорядка, предотвращение противоправных (особенно множественных и грубых) на него посягательств.
Как следует из материалов дела, отцовство в отношении несовершеннолетнего М, _______г. рождения, установлено 15 июня 2019г, что подтверждается соответствующим свидетельством. Данное действие осуществлено после принятия оспариваемого решения, в связи с чем на момент принятия решения от 23 апреля 2019г. у миграционного органа отсутствовали сведения о несовершеннолетнем ребенке у Согояна С.К. на территории Российской Федерации.
Брак между административным истцом и матерью ребенка С. в установленном законом порядке не зарегистрирован, доказательств их совместного проживания истец не представил. Только факт рождения внебрачного ребенка у административного истца на территории РФ не может свидетельствовать о существовании у него устойчивых брачно-семейных связей в России.
При этом сожительница административного истца с несовершеннолетним ребенком не лишена возможности посещать его на территории другого государства, а также проживать с ним, следовательно, право Согояна С.К. на общение с ребенком не нарушено, оказывать материальную помощь на его содержание он также не лишен возможности, проживая на территории Армении.
Само по себе наличие у иностранного гражданина несовершеннолетнего ребенка, находящегося на территории РФ в отсутствие доказательств совместного проживания отца и ребенка, а также доказательств участия иностранного гражданина в воспитании ребенка и предоставления ему материального обеспечения, не свидетельствует о возникновении у него устойчивых семейных связей на территории РФ. Данное обстоятельство не освобождает истца от соблюдения законов РФ, устанавливающих порядок въезда и сроки пребывания на территории РФ, а также от ответственности за их неисполнение.
Правовые ограничения, вытекающие из неразрешения въезда в РФ, носят временный характер и не препятствуют впоследствии возможности въезда и проживания в РФ соблюдением установленного законом порядка. Следовательно, оспариваемым решением ОВМ МУ МВД России "Якутское" не допущено вмешательство в семейную жизнь административного истца.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда нет. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации не оправдано крайней социальной необходимостью, является несоразмерным последствиям, несостоятельны, поскольку принятые в отношении административного истца ограничения являются разумными и соразмерными, установлены при справедливом соотношении публичных и частных интересов.
Оснований полагать, что должностные лица миграционной службы подошли к решению вопроса о правах административного истца исключительно формально, не оценивая его личность и иные индивидуальные особенности, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 17 июля 2019 года по делу по административному иску Согояна С.К. к МУ МВД России "Якутское" о признании незаконным решения о неразрешении въезда в РФ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Оконешникова М.М.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.